5 популярных приёмов в айдентике университетов
брендинг и дизайн
27 октября 2021
Рынок образовательных услуг с развитием IT и массовой диджитализацией стал глобальным. Вузы конкурируют за получение бюджетных мест, абитуриентов, привлечение и удержание квалифицированных кадров, и привлечение дополнительного финансирования — и конкурируют не только в своих странах, но и за их пределами.
Визуальный брендинг университета — основная коммуникация, которая отражает конкурентные преимущества вуза, его отличительные и уникальные особенности, и транслирует их вовне.
Нам стало интересно посмотреть, что происходит в айдентике вузов, как они выделяются на фоне конкурентов. Дизайнеры нашего агентства тщательно изучили, какие приёмы в визуальном брендинге университетов встречаются чаще остальных.
Андрей Казанцев про динамическую айдентику
Динамичность и вариативность айдентики в последние годы стала признаком хорошего тона. Многолетняя константа айдентики учебных заведений выглядела примерно так: есть университет, у университета есть герб. К этому могут быть добавлены гербы различных подразделений в виде факультетов и институтов. На этом примерно всё.
Времена меняются, и теперь университеты всё чаще видят необходимость в смене этой парадигмы. Никто не хочет остаться лежать на полке, и, покрывшись толстым слоем пыли, потерять какую-либо релевантность перед ЦА в условиях большой конкуренции. Эти обстоятельства заставляют вузы искать решения с помощью айдентики. Она не только решит проблему здесь и сейчас, но и позволит университетам воспроизводить свой стиль на множестве различных носителей, а также станет крепкой платформой для будущих изменений и обновлений без постоянной смены визуального языка.

В данном случае на помощь приходит динамическая айдентика. Она позволяет брендировать все возможные направления деятельности вузов, делает стиль гибким для существования на самых разных носителях бренда, оставляет возможность дополняться и видоизменяться под требованием времени, при этом сохраняя преемственность и единый визуальный язык.

Например, недавний ребрендинг Академии изобразительных искусств и дизайна в Братиславе был вдохновлён изображением оленя с герба на фасаде одного из корпусов Академии. Агенством andrej&andrej было решено взять этот образ за основу. Дизайнеры подумали, как бы мог развиваться данный герб сквозь года из прошлого в настоящего, учитывая не только художественные стили той или иной эпохи, но и политические изменения в стране. Таким образом, получился набор из 15 изображений оленя, каждый из которых в равной степени используется в качестве знака. Он не только придаёт нынешней айдентике вариативности, но и может дополняться в будущем.
Барселонская школа туризма, гостеприимства и гастрономии сделала основным элементом айдентики круг, уводя всё остальное на второй план. Логотип имеет множество различных вариаций. Шрифтовое написание аббревиатуры вуза плавает по границам круга как бы обрамляя его. А сам круг используется и как графический элемент и как контейнер для размещение в нём контента, в зависимости от месседжа, передаваемого заведением.
Школа рекламы в городе Майами в своём ребрендинге пыталась переосмыслить свою миссию и свой бренд. Школа имеет 15 филиалов по всему миру, и, безусловно, требовалось универсальное решение, способное с одной стороны подчеркнуть масштаб, а с другой — сохранить визуальный язык бренда. Решение нашлось в знаке, состоящем из буквы M с точкой (сокращение от названия), где М — это гибкая форма, а точка — устойчивая константа. Знак может видоизменяться бесконечное количество раз, принимая как традиционную форму буквы, так и скатываясь в абстракцию. Очень обширная цветовая палитра была создана опираясь на основной ярко-розовый цвет заведения.
Ещё один пример — ребрендинг Алтайского государственного университета, проведённый нашим агентством. Здесь мы сформировали принципы визуальной коммуникации, благодаря которым появился единый визуальный язык для всех продуктов и подразделений университета. Для каждого института внутри вуза была разработана своя уникальная айдентика, состоящая из тринадцати знаков, которая при всех своих различиях сохраняет преемственность общему бренду университета.
Лена Васильева про монограммы
Аббревиатуры — это необходимость для учебных заведений с их длиннющими названиями. А за ними стоят и монограммы: компактные, выразительные, понятные символы, выписанные из форм букв. Такой приём является сильным инструментов в брендинге.

Пример классической, но осовремененной монограммы можно найти в логотипе у «Школы Родченко». А баланс между утончённой историей и брутальной современностью достигнут у Французского института моды в Париже.
Монограмму типичного американского вуза сделал себе Университет Оклахомы. В то же время, более утончённый и менее агрессивный аналог у Христианского университета Оклахомы.
В данной категории фирменных стилей особенную любовь можно проследить к латинской букве U и ниспадающим аркам, по понятным причинам. Это простой визуальный приём с большим диапазоном действий для обозначения университетской направленности бренда.

Unicollege — это частный университет лингвистической медиации. В своём логотипе, как и многие другие, он использует обычную латинскую U с вариациями в диакритике, которая используется в дальнейшем как графический язык.
Томский государственный университет является примером слияния двух визуальных приёмов: геральдики и монограммы.
Необычная монограмма Европейского гуманитарного университета рождается от слияния трёх букв в аббревиатуре: E, H и U.
Знак РНИМУ им. Н. И. Пирогова образуется из слияния латинских букв M и U из первых букв Medical University, образуя собой некое подобие сердца.
В наше время находится всё больше места экспериментам. Классические шрифтовые монограммы превращаются в нечто поистине уникальное с дополнением из геометрических фигур, безумных цветов или даже каким-нибудь небывалым акцидентным шрифтом в основе. Грани между визуальными приёмами начинают стираться, рождая нечто новое и поистине уникальное, хоть и на грани читаемости.

Логотип онлайн-школы «Среда обучения» складывает в своей монограмме некую фигуру.
В знаке «Кемеровского государственного университета» монограмма буквы К складывается из единицы и фигурной скобки.
Работа выпускников Новосибирского государственного университета, довольно простая идея монограммы с астериском.
Монограмма Университета Уэстлейка находится на грани между обычным геометрическим знаком и читабельной аббревиатурой.
Технический университет Сиднея недавно обзавёлся яркой айдентикой со стильной монограммой и знаком в её основе.
Но самое главное — не переборщить. «Меньше средств — больше выразительности» — один из главнейших постулатов визуального искусства. И пока одни со знанием дела насыщают мир прекрасными примерами брендинга, другие прямо-таки не знают, куда деться со своими голодными студентами-дизайнерами.

Возможностей у применения монограммы в брендинге учебных заведений целая масса, за что их так и любят. Тут нет каких-то особых правил, сильно отличающихся от остальных видов айдентики, если только применение не противоречит особому tone of voice вуза. Это может быть как неизменное использование монограммы на различных носителях фирменного стиля, так и заимствование частей знака для выведения собственного графического языка и/или иконографики.

В монограмме Университета Сассекса используется лигатура букв U и S, что складывается в английское слово «мы», подкрепляя тем самым главные цели вуза.
И наконец, простая современная монограмма Университета искусств Лондона.
Алёна Кулябина про упрощение
Один из главных принципов, по которому стала строиться айдентика — это упрощение. Тренд установился в 2018, про него уже давно говорили и старались подстраиваться. Считается, что внимание людей рассеивается, у них нет времени разглядывать завитки и считывать несколько шрифтов.
Например, у Будапештского университета театра и кино старый логотип был не выглядел единым: два шрифта, тонкая линия, игра с негативным пространством в графической части. То, каким мы видимо логотип теперь, отражает богатую историю, строгость, точность и последовательность. А также напоминает кадры кино, где главный — это аббревиатура университета. Такая метафора достигается минимумом элементов. Всё просто, но многогранно.
Логотип задаёт ритм всему визуальному образу. Минимум графических элементов и хорошая вёрстка — простой способ вести разговор с вечно занятыми студентами. Наклон чёрного элемента служит направлением, и на нём не теряется важная информация.

Айдентика медиа-лаборатории Массачусетского технологического института — ещё один яркий пример, как при помощи упрощения выходит стильная работа.
Вероятно, причиной ребрендинга стало желание создать чёткую систему внутри университета. Старый логотип выглядит достаточно живо, и явной необходимости его менять нет. Идея с подвижным знаком логотипа, который можно адаптировать под разные факультеты, выигрывает. Старый логотип такой возможности не давал. Теперь мы видим гибкую, но понятную систему, которой подчиняется весь внешний вид университета. В этом есть некое равенство и единство. Логотип университета не выпячивается вперёд, а выглядит так же, как и логотип любого факультета. Сами названия прописаны нижним регистром, что тоже выглядит как намеренный приём. Они не перетягивают на себя внимания, учат искать ответ, который не даётся напрямую, но находится перед глазами.

Правильное использование линейных элементов дает цифровой эффект, который эффектно выглядит в образовательной среде. Плюс можно брендировать разные носители, придумывать стильные фотозоны и подстраиваться под тренды.
Или, например, не смотря на то, что Институт Алана Тьюринга достаточно новый, он уже претерпел визуальные изменения. И это верное решение! Они избавились от рамки в логотипе — потому что никаких рамок в изучении искусственного интеллекта быть не может. Расположили название не по одной линии, но логично. Выигрышно здесь выглядит и шрифт. Классика жанра и легенда — Гельветика. Получились простые, но яркие акценты, симпатичная вёрстка и ёмкий образ.
Лев Седов про геральдику и эмблемы
Геральдика и эмблемы присутствуют в логотипах университетов по всему миру. Такой прием намекает на что-то глубоко уходящее в историю, говорит о наследовании традиций и элитности заведения. Обобщенные образы предметов свойственные всем учебным учреждениям присутствуют почти в каждой эмблеме. Элементы объединяясь создают целостную композицию и всем своим видом кричат о важности знаний.
Университет Питтсбурга имеет в своем логотипе крепость, что несёт в себе дополнительный смысл — это место является настоящей цитаделью знаний. Особенно очевидно это становится при виде Собора Знаний, который является одним из учебных зданий университета.
Университет Техаса начинал своё существование на стыке времён, когда Техас только перестал быть частью Мексики и начал вступать в ряды Соединенных Штатов. Логотип содержит в себе атрибутику той эпохи.
Многие элементы могут быть упрощены и сведены практически лишь до контурных линий. Использование эмблемы с радиально написанным названием университета очень удобно для использования в качестве нашивок на одежду, штампов, и в целом, даёт еще много возможностей для применения на различного рода носителей.
При разработке нового логотипа Воронежского государственного университета также применялось упрощение. Прежний герб был заполнен многочисленными громоздкими деталями, что нарушало баланс форм, ухудшало читаимость и узнаваемость — это приводило к малой рентабельности брендирования. После упрощения геральдики был выделен основной элемент: три пересекающихся ключа. Очевидные формы без лишней детализации сохраняют исторический символизм.
Настя Азарова про типографику
Типографские приёмы в айдентике вузов — история достаточно распространённая: обычно их названия состоят из нескольких слов. Иногда их сокращают до аббревиатуры, иногда оставляют в виде полного названия. Но прежде, чем прочесть название, зритель считывает общий образ логотипа. В таком случае очень важны соответствие характера шрифта сути учебного заведения, преемственность или, наоборот, отказ от традиций в пользу принципиально нового образа — в зависимости от задачи. Помимо прочего, логотипы, для создания которых используются типографские приёмы, как правило, функциональны, то есть, максимально удобны для зрителя в силу своей очевидности.
Финская академия изящных искусств, Академия Сибелиуса и Театральная академия Хельсинки в начале 2013 года объединились в Университет искусств Хельсинки. Графический язык нового вуза выполняет важную задачу — обобщает разные учебные заведения, сохраняя при этом их индивидуальность. Строгий жирный гротеск дополняется динамикой — названия академий, входящих в состав вуза, искажаются по одному принципу, но остаются верны единой концепции и строятся на основе одного символа — буквы Х. Как говорится, «мы встроили букву в ваш шрифтовой логотип, чтобы вы читали букву, читая буквы».
Виртуальный академический проект Фонда Егора Гайдара Gaid University предполагает проведение бесплатных онлайн-курсов для экспертов по всей России. Он разрабатывался как максимально доступная для общества среда обучения. Логотип создан на основе гарнитуры Soyuz grotesk, в котором нет прописных букв — этот приём подчёркивает демократичность университета и равенство студентов. Черно-белая цветовая палитра и тонкая линейная графика отсылают к рисункам мелом на доске, но при этом завершают образ строгий и академичный.
В основе стиля британской академии искусств Central Saint Martins — вариативная гарнитура, объединяющая богатое прошлое, яркое настоящее и неоднозначное будущее этого учебного заведения. Для каждого времени было разработано свое уникальное начертание, и разумеется, все они сочетаются между собой, образуя порой совершенно безумные композиции. На момент создания гарнитура использовалась только для акциденции, но создатели видят в ней и потенциал для использования в наборе.
Что-то вроде вывода
Визуальные стили университетов, несмотря на общую кажущуюся академическую консервативность отрасли, совсем не обязаны быть устаревшими — и приведённые примеры отлично это иллюстрируют. Даже сохраняя преемственность через исторические символы и геральдику, многие вузы умудряются быть на пике визуальной культуры. И это помогает им привлекать новых абитуриентов, а для студентов и преподавателей создавать современную, актуальную и дружелюбную визуальную среду.
Другие статьи