Дизайн транспортных систем: British Rail и Варшава
брендинг и дизайн
4 декабря 2018

С каждым годом коммуникации между людьми растут и количественно и качественно. Следовательно, увеличивается частота и дальность передвижений. Жизнь современного человека становится всё быстрее и быстрее, и ему необходимо быстро и эффективно считывать информацию, организующую движение и устанавливающую его правила. И эта задача ставится в первую очередь перед дизайнерами. Наш дизайнер Настя Горбунова рассказала о наиболее успешных кейсах в этой области.

  • Настя Горбунова
    Дизайнер
Неотъемлемой частью современного общества является развитая транспортная система. Она присутствует в жизни общества на всех уровнях: от организации движения внутри небольшого района, где живёт человек, до международных транспортных систем, соединяющих целые страны.

Современный человек и так постоянно находится в состоянии стресса, окруженный большим количеством информации, на которую ему необходимо реагировать. Поэтому транспортная система должна «разговаривать» с человеком одновременно незаметно и эффективно. Для этого она должна иметь унифицированную систему знаков, цветов, схем и, прежде всего, шрифтов.

Большинство выдающихся шрифтовых дизайнеров имели опыт создания шрифтов, предназначенных для использования в навигации пространства: Адриан Фрутигер, Эрик Шпикерман, Эдвард Джонстон, Жан-Франсуа де Порше, Макс Мидингер, Эдуард Хоффман. Именно такие проекты и позволили впоследствии причислить этих дизайнеров к числу шрифтовиков, внесших большой вклад в развитие общества.
Местный шрифт
К шрифтам, используемым в навигации, предъявляются немного иные требования, чем к наборным шрифтам или акцидентным. Здесь не так важен расширенный состав символов. Вряд ли в навигации кому-то понадобятся глифы числовых степеней или альтернативные символы. Даже использование лигатур здесь, скорее всего, будет нежелательно.

На первый план выходит чистая форма буквы, её пропорции, как следствие — скорость считываемости и естественное вписывание в окружающую среду. Для промышленных зон предпочтительны более урбанистические шрифты, а для сельских ландшафтов — более гуманистические.

У городов в целом со временем тоже формируется свой характер. Неудивительно, что, например, Helvetica теперь устойчиво ассоциируется с Нью-Йорком.
А шрифт Johnston — с Лондоном.
Всё потому, что эти города «разговаривают» с человеком посредством именно транспортных систем.
Утилитаризм и красота
В целом при разработке дизайна современных транспортных систем думают не только об указателях, вывесках и брендировании ливрей транспортных средств. Общая система должна охватывать все сопутствующие носители: оформление остановок и верстка расписаний, проездных билетов, форма сотрудников, кеттеринг и так далее.
Наметилась тенденция к общему графическому оформлению транспортных систем, особенно городских пассажирских. Разрабатывается общая система оформления для всех видов городского транспорта. Вводится единая карточная электронная система оплаты с единым проездным. Уменьшается количество частных перевозчиков, либо они также принимают общий стиль. Главное, чтобы пассажир воспринимал всю городскую пассажирскую систему как единое целое, работающее по единым правилам.

Но красота и аутентичность — это лишь часть работы. Основной список целей, которые преследует разработка айдентики, сугубо функциональны. И высшее мастерство здесь заключается в нахождении эстетически привлекательных решений при полном выполнении всех функциональных задач.

Один из важнейших параметров айдентики транспортных систем — считываемость с большого диапазона расстояний. При этом это всё должно эффективно работать в различное время суток и года и при любых погодных условиях. Большую роль также играет прочность материалов и «визуальная шумность» окружающего пространства и многое другое.

Нужно учитывать, что указатель внутри замкнутого пространства с вполне определенными границами и освещением, вроде станции метро, и указатель на скоростном шоссе должны отличаться в своем оформлении. Но при этом они должны восприниматься частью единой системы. Более того, в зависимости от расстояния информация меняет свои масштабы и цели. На близком расстоянии работают относительно большие подробные тексты и схемы. На дальнем — часто вполне достаточно одного слова или знака.
Джок Киннер и Маргарет Калверт
Прежде чем перейти к одному из самых знаковых в мире кейсов дизайна транспортных систем, стоит поговорить о дизайнерах, задействованных в этом проекте. Ведь их работа стало вехой не только в айдентике транспортных систем, а, пожалуй, в дизайне вообще.
Ричард «Джок» Киннер родился в 1917 году в Хэмпшире. Перед Второй мировой войной он успел окончить 4-годичный курс в Chelsea School of Art в Лондоне по специальности «Гравировка». После окончания войны Киннер работал дизайнером выставок в Central Office of Information, который являлся подразделением Design Research Unit.
Маргарет Калверт родилась в 1936 году в Южной Африке, но в 1950 году вместе с семьей вернулась в Англию, где после окончания школы поступила в Chelsea School of Art на специальность «Иллюстрация».

В 1956 году Киннер покинул Design Research Unit и открыл собственную фирму. Параллельно преподавал в Chelsea School of Art.

Однажды, Киннер, стоя в очереди на автобусной остановке, познакомился с молодым архитектором Девидом Элфордом. Тот работал над проектом нового лондонского аэропорта в Гэтвике. В ходе непринужденной беседы Элфорд спросил у Киннера, не доводилось ли ему когда-либо разрабатывать систему указателей для аэропорта. Несмотря на отрицательный ответ, Киннера пригласили в проект. В последствии Киннер часто отмечал: если бы не эта случайная встреча и если бы он ездил на работу другим маршрутом, то, вероятно, история дизайна всей британской транспортной системы сложилась бы иначе.

Ассистенткой Киннера в этом проекте стала его студентка Маргарет Калверт. Вместе они отлично справились с задачей, и Киннера пригласили для работы над очень масштабным проектом — разработкой системы указателей для скоростных магистралей Великобритании.

На таких шоссе указатели должны быть максимально удобочитаемы, чтобы водители и пассажиры могли легко воспринимать информацию при высокой скорости движения. В то время подобный проект был удачно реализован в Германии. Один из британских чиновников даже письменно настаивал, чтобы дизайнеры использовали немецкий геометрический гротеск. Это шрифт, разработанный инженерами, который на практике доказал свою эффективность. Но это пожелание было решено проигнорировать.

Дело в том, что немецкие гротески, спроектированные инженерами, хоть и были эффективными, но плохо вписывались в английский холмистый ландшафт. Нужен был собственный шрифт. Тем не менее, немецкие шрифты рассматривались в качестве референсов, и наибольшее влияние на пропорции разрабатываемого шрифта и общее впечатление оказал Akzidenz-Grotesk Германа Бертхольда 1898 года.
Среди отличительных особенностей нового шрифта стоит отметить закругление штриха у строчной «l», заимствованное у Johnston. Кроме того, изгибы в буквах типа «a», «c», «e», «f», «g», «j», «s», «t» и «y» были специально скомпенсированы так, чтобы их можно было лучше использовать с увеличенной разрядкой, к которой пришлось прибегнуть, чтобы уменьшить эффект «хеляции», свечения белых букв в свете фар. Так родился шрифт Transport.
Шрифт Киннера и Калверт был не просто набором букв. Он стал целой системой. Поскольку указатели должны были изготавливаться в разных местах по всей стране, было разработано руководство по использованию шрифта для дизайнеров. Это руководство рассылалось на места вместе с набором глифов. Кроме того, к размерам кегельной площадки строчной буквы «l» была привязана сетка построения дорожных указателей: толщины линий на указателях и расстояния до букв и краев.
В итоге в 1963 году после успешного внедрения новой дорожной системы указателей для скоростных автомагистралей новый комитет поручил Киннеру и Калверт разработку системы указателей на всех дорогах Великобритании. Эта система была более обширной и включала в себя набор дорожных знаков. Разработкой знаков по большей части занималась Маргарет.

Существует множество легенд, связанных с этими указателями. Например, поговаривают, что на указателе «Внимание, коровы» изображена вполне конкретная корова, которая жила на соседней ферме рядом с домом Маргарет.
В наше время эти указатели уже стали сами по себе самостоятельными брендами: организуются тематические вечеринки с их использованием, создаются модные аксессуары и даже произведения искусства с их репликами.

В 1964 году Киннер делает Маргарет Калверт своим партнером и переименовывает фирму в Kinneir Calvert Associates.

Тем временем, начинается разработка айдентики Британских железных дорог, которой суждено войти в историю дизайна. К этому проекту привлекают Киннера и Калверт.
British Rail
Предыстория

British Rail являлась железнодорожным оператором Великобритании с 1948 по 1997 годы. Он был создан в результате национализации Большой четвёрки Британских железнодорожных компаний в 1948 году. И от одной из этой четвёрки, London and North Eastern Railway (LNER), British Rail унаследовали один из основных элементов своего стиля — шрифт Gill Sans.

В принципе всё графическое оформление на тот момент состояло из двух логотипов. Для ливрей использовался логотип, который получил название «Cycling Lion», а в оформлений названий станций и фирменной документации использовался логотип с говорящим названием «Flying Sausage» или «хот-дог».
Кроме того, в этот период не существовало единой цветовой схемы, а в разных регионах использовались свои собственные цвета.

В 1955 году руководством British Railways (первое название компании) был принят план модернизации, который в том числе затронул и графическую составляющую. Глава организации видел новый логотип более благородным и роскошным. Была немного изменена графическая часть логотипа: теперь в нем появилась корона, колесо переместилось в лапы льва, а Gill Sans был заменен на антикву. И если в техническом плане действительно было сделано очень многое, чтобы модернизировать железнодорожную систему Великобритании, то с графической точки зрения, это был существенный шаг назад. Внешний вид и содержание вступили в явный конфликт.
Спустя 10 лет руководство British Railways решило отказаться от анахроничных геральдических мотивов, не отвечавших духу времени, и разработать фирменный стиль, не уступавший дизайну транспортной системы Лондона.
Любимый стиль британцев
Для разработки нового фирменного стиля в 1964 году была выбрана лондонская компания Design Research Unit. Они были одними из первых в Великобритании, кто совмещал одновременно разные направления: архитектурные проекты, графический и индустриальный дизайн.

В итоге было разработано 50 вариантов логотипа, из которых руководство British Railways выбрало двух финалистов. Изначально победителем был выбран не тот логотип, который впоследствии стал «культовым». Но из-за преждевременной утечки нового логотипа в прессу решили использовать вариант, занявший второе место.
Знак, состоящий из двух параллельных линий, символизирующих рельсы, и двух стрелок, обращенных друг к другу, был придуман 25-летним дизайнером Герри Бэрнли. Этот знак впоследствии получил название «Double Arrow» и второе народное название «The Arrow of Indecision» («стрела нерешительности»). Кроме того, углы наклона стрелок повторяли диагонали британского флага.
Корпоративный шрифт спроектировали сторонние дизайнеры, привлеченные Design Research Unit, Джок Киннер и Маргарет Калверт. Шрифт получил название Rail Alphabet и являлся вариацией Helvetica с корректировками для большей удобочитаемости.
В качестве основных фирменных цветов были выбраны красный и серо-голубой. Но дополнительно использовалось еще несколько цветов. Например, для оформления буфетов в дополнение к красному использовался желтый.

Одним из важнейших изменений стало сокращение названия с British Railways до просто British Rail, что сделало еще больший акцент на глобальность ребрендинга.

Разработанное обширное руководство описывало применение фирменного стиля на всевозможных носителях: от локомотивов, названий станций, оформления офисов, формы сотрудников и рекламной продукции до посуды.
Отдельно следует отметить, что вся верстка текстов и все отступы привязаны к размерам букв. Ко всем носителям применяется сетка, в которой по вертикали высота делений равна высоте строчных букв, а по горизонтали ширина делений равна ширине кегельной площадки глифа пробела. Это очень удобная система, она легко реализуется на местах, если следовать руководству.

Кроме того, были разработаны два варианта букв: черных для нанесения их на белый фон и белых для нанесения их на черный фон. Оба варианта были разработаны с учетом зрительных компенсаций, поскольку человеческий глаз воспринимает эти варианты по-разному. Светлые буквы на темном фоне всегда выглядят жирнее и этот эффект желательно компенсировать.
Были разработаны ливреи для всех видов транспорта, включая морское сообщение, которое также входило в состав компании British Rail.
В 1996 году British Rail прошла через процедуру приватизации и была распродана большому количеству частных компаний. Несмотря на то, что «двойная стрела» сохранялась и стала торговой маркой, принадлежащей всему британскому транспорту, тем не менее каждая из компании в данный момент имеет свою айдентику.

Айдентика British Rail — это один из первых канонических примеров системного подхода в разработке айдентики транспортной системы. Этот дизайн стал знаковым для своего времени. Он определил направление дальнейшего развития целой сферы дизайна. До сих пор современные дизайнеры при разработке айдентики транспортных систем возвращаются к этому проекту и используют его в качестве референса и вдохновения. Сами британцы считают этот стиль — и в частности логотип — одним из самых любимых.

После приватизации в Британии прошло не мало акций с целью вернуть British Rail.
По большей части эти протесты имели экономические требования, так как это был один из основных государственных работодателей. Но это не отменяло и сожаления британцев по поводу потери единой графической системы оформления транспортной системы, которая за годы своего существования стала символом страны.
Дальнейшие проекты
Разумеется, дизайнеры, работавшие над разработкой айдентики для British Rail, на этом свой творческий путь не закончили. Из крупных проектов совместной фирмы Киннера и Калверт обязательно нужно отметить разработку системы вывесок для метрополитена Тайна и Уира в 1980 году. Для этого проекта Маргарет Калверт разработала шрифт Calvert.
В этом же году в свет вышла единственная книга Киннера «Words and Buildings: Art and Practice of Public Lettering».

В 1987 году Калверт становится главой отделения графического дизайна в Британском королевском колледже искусств. На этой должности она проработала до 1991 года.

Джок Киннер умер в 1994 году. А два года назад в 2016 году Маргарет Калверт получила орден Британской империи за вклад в развитие транспортной системы Великобритании.

Кроме того, пару лет назад словолитня A2-TYPE совместно с Калверт выпустила ревайвлы двух основных шрифтов Transport и Rail Alphabet.
Автор знака British Rail Гэрри Бэрни после своего ухода из Design Research Unit организовал собственное агентство. В 1979 году его привлекли к разработке нового шрифта для оформления общей дилерской организации Volkswagen и Audi, непохожего на корпоративные шрифты этих компаний (это соответственно Futura и Audi Times). Таким образом появился шрифт VAG Rounded.
Долгое время этот шрифт находился в исключительном пользовании Volkswagen. Но в начале 90-х после очередного ребрендинга стал общедоступным, что позволило, например, пользователям Mac’ов созерцать его каждый день на своих клавиатурах.

Более того, при разработке айдентики для лондонского музея Tate в 1999 году в качестве фирменного шрифта и логотипа использовался переработанный шрифт Бэрни.
Пассажирский транспорт Варшавы
К написанию подобного текста меня сподвигла недавняя поездка в Варшаву. Совершенно неожиданно оказалось, что пассажирская транспортная система Варшавы оформлена на удивление графически гармонично и достаточно информативно, а главное — удобно. Я получала эстетическое удовольствие, пользуясь ей каждый день. Поэтому для иллюстрации современного уровня дизайна в этой области будем использовать именно этот проект.

Итак. Весь общественный транспорт Варшавы оформлен в едином стиле, разработанном в 2017 году двумя варшавскими студиями Type2 и Threedotstype. Несмотря на столь свежий проект, новое оформление уже повсеместно используется.
Главной графической идеей стало совмещение трёх элементов. Первый — герб города Варшавы, воинствующая русалка с золотыми щитом и мечом. Второй элемент — круг, символ общества. И третий — буква «t», означающая «транспорт». Фирменным цветом стал красный, один из цветов государственного флага Польши.
В качестве фирменного шрифта был выбран Frutiger Condensed, первоначальная версия которого была разработана ещё в 1976 году дизайнером Адрианом Фрутигером. За долгие годы он заслужил репутацию одного из лучших универсальных шрифтов. Его очень часто используют в айдентике транспортных систем, медицинских учреждений, аэропортов, министерств и прочих ведомств. Эрик Шпикерман, один из влиятельнейших шрифтовых дизайнеров современности, так и вовсе назвал его «лучшим универсальным шрифтом из когда-либо созданных».

Если вернуться к самой транспортной системе Варшавы, то для всех видов транспорта используется один билет или проездной. В Варшаве отсутствует частный городской транспорт, что помогло им оформить все машины в единой визуальной системе. Имеются различия только в цветовом оформлений ливрей различных видов транспорта.
Внутри транспортных средств отсутствует реклама. Тем более, она отсутствует на ливреях. Уровень «визуально шума» максимально снижен.

Из системных идей мне особенно понравилась идея нумерации одноимённых остановок. То есть к наименованию всех остановок, располагающихся на одной стороне дороги добавляется, например, номер 01. У располагающихся на противоположной стороне добавляется 02. Если на дорожной развилке располагается четыре остановки с одинаковым названием, то у каждой из них есть свой уникальный номер. Это очень удобная система ориентирования, позволяющая моментально понимать какая именно остановка необходима пассажиру.
Дизайн транспортных систем за последние 50−60 лет прошел большой путь в своем развитии. Со стороны чиновников и градостроителей существенно изменилось понимание важности эффективного и одновременно изящного графического оформления транспорта.
Другие статьи