Обратите внимание, что при приеме работы обязательно подписывается отдельный документ — акт приема-передачи либо подписанный заказчиком мотивированный отказ. Если отсутствует один или второй документ, работа признается принятой, и далее агентство получает возможность подавать иск в суд, в случае, если заказчик не выплачивает причитающуюся часть оплаты. Остается одна тонкость: надо зафиксировать факт отправки готового продукта клиенту.
«Базовый» способ: передавать работу лично, с курьером или менеджером, и по факту доставки требовать подпись о том, что документы или файлы получены. Хотя этот способ не гарантирует защиту от любых проблем: файлы могли на диск не записаться или заказчику были отправлены не те эскизы.
Оптимальный способ: переслать работу по электронной почте или с курьером, на всякий случай дублировать по обычной почте, «бумажной», в этот же день. Первое легко и быстро, а второе поможет, если потребуется доказать факт отправки и доставки отправления.
Конечно, фиксировать буквально каждый «чих» — занятие муторное, но при возникновении неприятных ситуаций позволяет избежать болезненных конфликтов.
Практика:Слышали от коллег дикую историю. После длинных проволочек с платежами клиент вдруг начал утверждать, что, мол, на диске файлов не оказалось, платить не за что. Так как проект еще не был окончен, а шел второй этап, агентство вернуло часть предоплаты и прекратило все отношения с заказчиком.§: Ответственность и гарантии
Этот раздел, в частности, регулирует действия исполнителя в случае, если заказчик затягивает предоставление исходных материалов. В ответ исполнитель может увеличить сроки выполнения работ, изменить условия оплаты, расторгнуть договор или прибегнуть к другим оговоренным мерам воздействия на безалаберного клиента. Разумеется, все достигнутые договоренности должны быть оформлены как дополнительное соглашение к договору и подписаны с обеих сторон.
Также в разделе описана взаимная ответственность сторон в случае нарушения авторских прав третьих лиц. Впрочем, об интеллектуальной собственности мы поговорим подробнее чуть ниже.
§: Форс-мажор
В целом раздел соответствует общим положениям гражданского законодательства, поэтому подробно на нем останавливаться не будем.
§: Срок действия и порядок расторжения
Договор действует до тех пор, пока стороны не исполнят свои обязательства до конца либо не будет расторгнут по их инициативе. Это принято признавать по умолчанию. Но бывает важно уточнить, что пункт, посвященный сохранению коммерческой тайны по проекту, действует бессрочно—даже после прекращения действия всего договора. Это относится к положениям, касающимся интеллектуальной собственности и материалов, которыми обменивались стороны.
Особняком в этом разделе стоит следующее положение: если договор вдруг расторгается по инициативе заказчика или вследствие неисполнения им своих обязанностей, то предоплата ему не возвращается, дабы компенсировать убытки, понесенные агентством. Последний пункт может показаться спорным, особенно с точки зрения заказчика: поскольку работу было решено свернуть до появления конечного продукта, то и платить не за что. Студии же, напротив, хотят получить оплату за неоконченную работу как за полную.
Истина, как водится, где-то посередине. Справедливой будет схема, при которой каждый этап делится на рабочие дни, и возвращается предоплата за те дни, которые оставались до дедлайна на момент расторжения договора. Да, студия в этом случае испытывает некие неудобства. Но по закону оплачиваться должна только фактически понесенные расходы, а не сам факт резервирования рабочего времени команды. Именно об этом говорит статья 717 ГК РФ: в договоре можно предусмотреть, помимо оплаты стоимости собственно работы, расходы на приобретенные, но не использованные материалы, на услуги моделей и сторонних подрядчиков.
Практика:Работа по созданию рекламы была разделена на три этапа:- разработка концепции (10 рабочих дней),
- финальная визуализация выбранной концепции (15 рабочих дней). Подразумевалась съемка с подбором моделей, с арендой предметов и помещения, ретушь снятых кадров и верстка макета,
- адаптация макета для разных форматов и размеров модулей. Согласно договору, клиент оплачивал каждый этап предоплатой в размере 100%.
Клиент решил свернуть работу сразу после съемки, на пятый день работ по второму этапу. Мы еще не приступили к ретуши и верстке, и клиенту нужно было вернуть предоплату за оставшиеся десять дней. Но мы уже понесли расходы на оплату работы моделей, аренду студии и предметов в кадре. Клиенту была возвращена предоплата за вычетом стоимости пяти дней работы и указанных дополнительных расходов.Что может осложнить расчеты с заказчиком в суде
Некоторые наши коллеги оговаривают в своих договорах, что 70% процентов предоплаты не возвращают клиенту в любом случае, даже если он отказался от работы над проектом на следующий день после оплаты. Это своего рода компенсация за резервирование команды на определенный срок. Логика, конечно, в этом есть. Но такое условие оправданно, если график работы агентства очень плотный, и любые неувязки с одним клиентом могут сказаться на других. Это не просто требование «высшей справедливости». В случае судебного разбирательства придется убедительно обосновывать «невозвратную» сумму — какие расходы, убытки или упущенную выгоду понесла студия.
Также можно отметить пункт о месте проведения судебного процесса на случай самой неприятного завершения сотрудничества. Рекомендуем указать местом рассмотрения дела ближайший к вам арбитражный суд. Это изменит общие правила подсудности, закрепленные в Арбитражном процессуальном кодексе, и позволит сэкономить на поездках в чужой город.
§: Интеллектуальная собственность
Некоторое время наш стандартный договор вопросы авторских прав никак не регулировал, но понемногу, пункт за пунктом, мы начали включать в него соответствующие положения. По большому счету их два: одно касается обязанностей заказчика, другое — исполнителя.
Заказчик обязан предоставлять исходные материалы, полностью свободные от претензий третьих лиц. И если исходники все же оказались «нечисты», то ответственность за это несет именно заказчик. Какие именно материалы передаются, фиксируется в передаточном акте. Не забываем, что любое движение информации в обе стороны должно отражаться в документах.
Исполнитель, в свою очередь, гарантирует, что все сделанное им по проекту также не обременено ничьими авторскими правами. И с ответственностью в этом смысле аналогично: если авторство конечной работы вызывает сомнения, то агентство несет за это полную ответственность.
Кроме того, договор определяет объем прав, передаваемых клиенту по окончании проекта. Само собой, все права передаются только при подписании акта приема-передачи. Как правило, клиенту доступны все способы трансляции рекламы: по кабелю, в эфире, публикации в печатных СМИ и интернете. Клиенту запрещается изменять дизайн сайта и декомпилировать код сайта и любых полученных программных продуктов.
В договоре специально уточняется, что при любом использовании готовой работы, например сайта, клиент обязан сохранять на нем подпись исполнителя: логотип с гиперссылкой на первой странице. Агентство, в свою очередь, получает право использовать имя клиента в портфолио.
Практика:Некоторые, обычно очень крупные, клиенты настаивают на подписании особого приложения к договору — «соглашения о неразглашении». Оно пришло к нам из западной практики, где называется NDA (Non-Disclosure Agreement). В нем указано, что студия не имеет права обнародовать результат работы в течение какого-то срока или вообще бессрочно. Это связано с нежеланием клиента делиться с кем-то популярностью своего бренда и раскрывать конкурентам информацию о своих подрядчиках. Справедливо, что при подписании NDA стоимость проекта увеличивается.В нашей практике дважды возникали случаи, когда без подписания каких-либо NDA клиент вдруг стал настаивать на удалении любых пресс-релизов о проекте. В одном случае удалось убедить его не делать этого: удалить уже размещенные в СМИ материалы невозможно, а если произойдет, то может повредить репутации как студии, так и клиента. В другом случае клиент без согласования с нами предпринял некорректные шаги, которые, по его мнению, должны были урегулировать ситуацию. Начальник отдела маркетинга зашла на новостной сайт и оставила нелицеприятный комментарий под материалом о проекте. Никаких переговоров после этого с клиентом мы не вели, все было оставлено, как есть.Не надо самодеятельностиБудет справедливо дополнить охрану интеллектуальной собственности некоторыми нюансами отношений исполнителя и заказчика. Например, не разрешать клиенту использовать готовые материалы «не по назначению». Скажем, картинки, нарисованные для сайта, нельзя использовать в фирменном буклете или в рекламе.
Бывает, что клиент без ведома агентства что-то самовольно меняет в уже принятой работе. Это может произойти потому, что к клиенту пришел новый менеджер проекта, который, по его мнению, лучше знает, как делать сайты и дизайн. Или сам клиент пообщался с женой или друзьями, и было решено перекрасить логотип под цвет обоев в спальне. Бороться с этим практически невозможно, увы. Пожалуй, единственное, что можно сделать — с достоинством попросить удалить вашу подпись с работы. Это можно прописать в договоре отдельным пунктом.
Практика:В нашем агентстве такое происходило несколько раз. В случае с сайтами все решалось стандартно: мы звонили и просили клиента убрать наш логотип. Иногда клиент интересовался, почему? Следовало деликатное объяснение ситуации: «сделанные вами или вашими новыми подрядчиками изменения, по нашему мнению, не соответствуют качеству нашей работы. Наш логотип может ввести в заблуждение посетителей и навредить нашей репутации». Во всех случаях клиент соглашался убрать подпись.Один раз имело место самовольное изменение клиентом (органом государственной власти) логотипа. Звонки ничего не дали («наш начальник лучше знает, это его сын пририсовал листочки!»), и мы убрали работу из своего портфолио и удалили упоминания о ней в сети, насколько это возможно.