Как не облажаться с полиграфией?
брендинг и дизайн
2 мая 2017
Представим ситуацию: директор компании N, Фёдор Иванович, решил сделать подарок любимым клиентам к Новому году, а именно — выпустить фирменный календарь. Директор нашёл агентство, которое придумало ему классную идею, подготовило макет и передало почти счастливому заказчику готовые файлы. Дело за малым — найти хорошую фирму, которая напечатает весь тираж календаря.

Связавшись с несколькими типографиями, был найден хороший вариант. Но после печати заказчик пришёл в ужас: цвета совершенно не те, «слетели» шрифты, а ещё и подшили календари неправильно. Фёдор Иванович в ярости обвиняет менеджеров, что они выбрали не ту типографию, и увольняет половину из них. К тому же сроки поджимают, календари уже надо высылать, иначе к праздникам просто не успеть. Воцаряется хаос и паника.

Сегодня расскажем, насколько важно иметь фирменную печатную продукцию и как не допустить обидных ошибок, чтобы история, описанная выше, не произошла больше ни с кем.
Нужна ли печатная продукция в эру тотального интернета?
Когда-то печатные издания являлись главным источником контента и наряду с телевидением были своего рода проводником, дающим представление об окружающем мире. Теперь для этого есть всемогущий интернет, который по многим параметрам превосходит устаревающие печатные медиа: огромное поле выбора источников, скорость доставки информации, а главное, вовлечённость пользователей.

Кроме того, на фоне дороговизны печатной продукции, гораздо выгоднее «переехать» на электронные ресурсы. Зачем покупать книги, если можно иметь целую виртуальную библиотеку? Или вешать на стену календарь, когда проще поставить напоминание в телефон?
В 2016 году, например, была закрыта бумажная версия журнала «Афиша». Его заменил интернет-проект «Афиша-Daily». И как выяснилось, никаких пострадавших читателей, которые ждали с нетерпением каждый выпуск, не оказалось. Аудитория журнала уже давно перешла на виртуальную версию издания, и такое нововведение её мало обеспокоило. Смекнув, что все интересные статьи можно прочитать, открыв ноутбук, читатели уже просто не захотели бежать до ближайшего газетного киоска за журналом.

Да, тенденцию «вымирания» печатной продукции отрицать нельзя. Но стоит посмотреть на неё с другой стороны. С ростом популярности интернета, человек потребляет огромный поток информации ежедневно. В таких условиях трудно привлечь внимание и запомниться. Большая часть просмотренного и прочитанного (а скорее всего, пролистанного) просто стирается из памяти.

В итоге, ситуация сложилась следующим образом. Бумага как медиаресурс не исчезла совсем, а приобрела ценность. К печатной продукции мы относимся более внимательно и выборочно. Если человек может случайно перейти по ссылке на сайт, который ему неинтересен, то вряд ли он купит журнал, который не будет читать. Эта покупка будет означать, что человек планирует открыть его не один раз.

Печатная продукция стала признаком статуса, имиджа. Ведь помимо аккаунта в твиттере, любой уважающий себя специалист хочет иметь визитки. Или компания делает блокноты, календари, наклейки со своей айдентикой. Это визуальное воплощение организации, и оно гораздо престижнее, чем страничка в Facebook.
Как найти типографию и общий язык с ней?
Фирм, которые занимаются печатью, очень много, поэтому важно выбрать именно ту, где у вас не будет проблем и ошибок при печати. И первое, на что нужно обратить внимание — это профиль той или иной типографии. Не стоит обращаться в ту, где печатается всё оптом: и визитки, и постеры, и кружки, и дипломы для студентов. Если нужен, например, календарь — обращайтесь в типографию, где его не только напечатают на нужной бумаге, но и правильно подошьют.
Требуется печать визиток? Идите в то место, где есть плотная и фактурная бумага, которую после изготовления ещё и смогут разрезать на готовые изделия. Найдите в интернет все фирмы, занимающиеся печатью, и выберите из них те, которые подходят по профилю.

Когда вы составите примерный список тех типографий, которые вам подходят — начните «обзвон». Здесь нужно понимать, что вначале следует отсеять те фирмы, которые кажутся не совсем адекватными. Типичный пример, который случался почти с каждым:
— Здравствуйте, мне нужно напечатать 200 визиток. Макет у меня готов, с вас только печать и нарезка готовых изделий.
— Здрасьте. А у вас макет в каком формате?
— Ну, JPEG и есть ещё PSD — «Фотошоп» который.
— Нужно только в формате «Корела».

Что в таком случае делать? Извиниться за то, что ошиблись номером и повесить трубку.

Хорошие специалисты без проблем переконвертируют любой формат нужный им — ведь скорее всего, если это опытная типография, у них есть самые популярные графические редакторы. На крайний случай, они подскажут, что требуется сделать дальше и как получить нужный формат. Но это скорее исключение. С форматом вам должны помочь в любом случае.

На этапе «обзвона» сразу выделяются самые адекватные и клиентоориентированные типографии: менеджер быстро поймёт, что вам требуется, а печатник сделает уже остальное. Не гонитесь за дешевизной, лучше пусть будет дороже, зато качественней. А опытный специалист даст ещё по телефону вам понять, что вы позвонили именно в ту фирму, которую нужно.
Что такое RGB и CMYК и насколько важно делать цветопробу?
Предположим, типографию выбрали. Там и с форматом подсказали, и цена адекватная, и сроки подходят. Отдаём макет в печать, но тут случается страшное. Идеальный цвет морской волны, над которым так долго работали лучшие дизайнеры города, превращается в грязно-болотный. Настроение испорчено, а на получившееся изделие даже смотреть не хочется.

Как правило, проблема в различиях цветовых моделей: цифровой и полиграфической. Поэтому при подготовке к печати изображение должно быть переведено из модели цветов RGB в модель CMYK.

Аббревиатура RGB означает названия трёх цветов, использующихся для вывода на экран цветного изображения: Red (красный), Green (зелёный), Blue (синий).
Система CMYK создана и используется для типографической печати. Аббревиатура CMYK означает названия основных красок, использующихся для четырёхцветной печати: голубой (Сyan), пурпурный (Мagenta) и жёлтый (Yellow). Буквой К обозначают чёрную краску (BlacK), позволяющую добиться насыщенного чёрного цвета при печати.

Все файлы, предназначенные для вывода в типографии, должны быть конвертированы в CMYK. Этот процесс называется цветоделением. RGB охватывает больший цветовой диапазон, чем CMYK, и это необходимо учитывать при создании изображений, которые впоследствии планируется печатать на принтере или в типографии.

Ну, а чтобы быть абсолютно уверенным, что цвет морской волны будет выглядеть точь-в-точь как морские волны, необходимо сделать цветопробу. Происходит это примерно так:

— Здравствуйте, мы с вами по телефону договорились о печати листовок. Хочу сделать цветопробу! Высылаю макет.

— Не вопрос, сделаем!

На цветопробе оцените равномерность заливки листа: бывает такое, что печатающее устройство делает градиент, пятна, линии или другие неприятности.

Пробный материал сверните, потрите. Эти действия позволят исключить тот вариант, что краска облезет.

Будьте готовы к тому, что небольшие отличия неизбежны. Цвета на экране всегда будут чуть-чуть ярче и насыщеннее. Однако в ваших силах сделать так, чтобы эта разница была незаметна, а готовая печатная продукция была хорошего качества.
Можно ли брать изображения из интернета или как не попасть в суд?
Все скачивают картинки из интернета и даже не задумываются о том, что их кто-то изготовил. Поэтому нередки случаи, когда фото известных фотографов оказывались на чьих-то корпоративных календарях, постерах и открытках.

Вдумайтесь: у каждого (да, каждого!) изображения, выложенного в интернете, есть свой автор.

Когда хотите подготовить корпоративный календарь с красивыми фотографиями или нанести на открытку чей-то рисунок, будьте готовы договариваться с автором. Неважно на скольких сайтах опубликовано изображение, знайте, что кто-то владеет правами на него.

В России происходила подобная история: «Почта России» использовала фотографию известного фотографа на баннере, который висел на входе в одно из отделений.
Несмотря на то, что макет баннера изготовил дизайнер из сторонней студии дизайна, к ответственности привлекли именно «Почту России».

Чтобы избежать таких казусов, обращайтесь в компетентные агентства и студии, которые знают правила использования изображений, взятых из интернета, а ведь они довольно простые:

  • использовать бесплатные фотобанки, где для получения фотографий нужно лишь зарегистрироваться;
  • использовать платные фотобанки — на таких сайтах фотографии качественнее и выбор намного больше;
  • договориться с автором фотографии или картинки о его использовании в макете — платно или нет, зависит от ситуации;
  • сделать картинку самому или снять фотографию, если есть такая возможность.
Например, для Комитета по культуре города Барнаула к 2015 году мы сделали двенадцатистраничный календарь с иллюстрациями улиц Барнаула, по которым гуляют известные писатели. Все изображения были нарисованы с нуля, и при их создании ни один писатель не пострадал:)

А для горячего календаря компании «Приборы учёта» была организована специальная фотосессия.

Когда быстро нужны картинки для создания макета, лучше уж зайти в фотобанк и купить нужные изображения, потратив при этом немного денег — всё лучше, чем потом получить повестку в суд и платить высокий штраф за использование чужой фотографии.
Как сделать так, чтобы не сорвали сроки?
Скажем честно — стопроцентно работающих способов и железных гарантий нет. Безусловно, нужно составить договор, где вы должны указать, что за срыв графика могут быть санкции.

Важный момент: укажите срок поставки готовой продукции, а не срок завершения печати. Этот, казалось бы, важный пустяк может обернуться недельным ожиданием упаковки и отправки вашего тиража. Иными словами, прописать в договоре все нюансы, какие только можно — так получится избежать проблему, с которой столкнулся директор Фёдор Иванович в самом начале нашего выпуска.
Ну и напоследок. Не травите бобров!
Поучительная история. Однажды ребята из фонда «Столица милосердия» захотели сделать хорошее дело и заказали один миллион листовок с лозунгом «Твори добро». И вот что из этого получилось:
Это мы к чему. На типографию надейся, а сам не плошай :)

Даже в условиях спада популярности печатной продукции, она остаётся важным атрибутом имиджа компании. И, конечно, не хочется, чтобы некомпетентные специалисты все испортили. При выборе типографии постарайтесь обратить внимание на все вышеуказанные критерии. Нервы останутся целыми, а результат будет на уровне. Однако и не стоит забывать, что итог зависит не только от типографии, но и от хорошего исходника — макета. И доверить его создание тоже нужно профессионалам.
Другие статьи