Ликбез #23: авторский надзор
ликбез
28 декабря 2018

Внимание! Это статья из серии «Ликбез» — читайте ее в случае, если вы новичок в индустрии и хотите получить самые базовые знания по теме. Если вы уже понимаете, чем реклама отличается от брендинга и способны отличить ключевое сообщение от слогана, а каналы коммуникации от «флайтов», лучше ознакомьтесь с материалами нашей экспертной рассылки.

Когда брендинговое агентство завершает проект, и его принимает клиент, работа агентства на этом не заканчивается. Возникает такой не всегда очевидный момент, как авторский надзор.

По идее, когда клиент агентства выполняет все обязательства со своей стороны, авторское право на проект полностью переходит к нему. Авторское право позволяет ему делать с этим всё, что ему захочется. Клиент может нарушать брендбук, наплевать на гайдлайн — имущественное авторское право у него и только у него. У агентства остаётся только неимущественное авторское право — называть себя автором этого проекта.
Но обе стороны заинтересованы, чтобы агентство продолжало участвовать в дальнейшей судьбе проекта. Клиент хочет, чтобы проект при реализации дал такой эффект, который был запланирован при разработке. Если проект будет реализован с нарушением брендбука и гайдлайна, этот эффект не будет получен. Тогда клиент обвинит агентство в провале, потому что они якобы сделали ему плохой проект. Будет нанесён вред бизнесу клиента, пострадает репутация агентства — обе стороны в проигрыше. Спасает тот самый авторский надзор.
Клиент, безусловно, волен нанять кого хочет, чтобы реализовать проект. Может быть, он захочет нанять кого-то другого. Дело может быть и не в желании, а в том, что у агентства нет собственных ресурсов для продакшена. Но как правило в договоре прописывается, что агентство, разработавшее бренд или концепцию, в течение какого-то времени осуществляет авторский надзор. В чём он заключается?

Если речь идёт о рекламе, представители агентства могут принимать участие в кастинге или даже быть полностью ответственным за него. Авторский надзор может заключаться в присутствии на всех этапах продакшена: от того же кастинга и до постпродакшена.
Особенно остро это касается каких-то сложных технических моментов. Например, реализации фирменного стиля в виде вывески или печатной продукции. Тогда авторский надзор заключается в непосредственном взаимодействии с типографией или изготовителями вывески. Дизайнеры агентства тогда отсматривают цветопробы, следят за тем, чтобы работники в точности соблюдали гайдлайн.

Клиент может потерять итоговые файлы со своим фирменным стилем. Тогда авторский надзор может заключаться в том, чтобы выслать ему их по-новой. В типографии, например, может быть установлена старая версия программы, и итоговые файлы будут открываться неправильно или вообще не будут открыватся. Тогда дизайнеры агентства пересохраняют эти файлы в нужном формате и высылают клиенту. Агентство обычно хранит все итоговые файлы какое-то время (обычно прописывается в договоре).

То есть агентство обеспечивает соответствие конечного результате идее, которую оно разработало по заказу клиента.
Авторский надзор может быть не только техническим, но и идейным. Разработанный бренд наверняка будет развиваться и по-разному проявлять себя. Клиент может разработать какие-нибудь рекламные плакаты (собственными силами или нанять стороннее агентство). Авторский надзор в этом случае может заключаться в том, что агентство, разработавшее бренд, следит за соответствием новой разработки фундаментальным идеям и ценностям бренда.

В общем, авторский надзор — взаимовыгодная вещь, и агентство всегда радо, когда клиент пользуется этой услугой в полной мере, задаёт множество вопросов по реализации и просит советов.
Другие статьи