Долгое время книга была только носителем информации, поэтому дизайну изданий уделялось мало внимания. В современном мире книга перестала быть только связующим звеном между человеком и текстом: теперь она несет в себе ещё и художественно-развлекательную функцию, поэтому и подход к оформлению изменился.
Благодаря развитию технических возможностей полиграфии, маркетингу и расширению печатного рынка внешний вид книг становится всё более ярким, уникальным и выразительным. В статье мы поговорим о современном дизайне книг и о том, как на него повлияли традиции книгопечатания.
Настя Азарова
арт-директор, автор статьи
Краткая историческая справка
У книги длинная история развития: до изобретения письменности её роль выполняли зарубки на дереве, рисунки и символы на камнях. Позже в Месопотамии появились глиняные таблички, а египтяне изготавливали из тростника папирусные свитки. В Древней Греции использовали восковые таблички и папирус, который в Древнем Риме постепенно заменили кодексы из пергамента — согнутые пополам и прошитые по сгибу листы писчего материала, сфальцованные в мягком или твёрдом переплёте.
Привычная бумага появилась в Европе примерно в XII веке, а с XIV века она начала вытеснять пергамент. Книги тогда были только рукописными и дорогостоящими. Писали их в основном монахи, поэтому и темы были историческими или религиозными.
В 1442 году изобретатель Иоганн Гутенберг подсмотрел технологию винных прессов и на ее основе разработал деревянную печатную машину: при помощи пресса можно было делать оттиск краски на бумаге и ускорить тем самым процесс производства книги. В числе его вкладов в книгопечатание — развитие процесса массового производства при помощи подвижных литер и использование чернил на масляной основе для печати книг.
После нововведений Гутенберга книг стало ожидаемо больше, но выглядели они в целом очень похоже друг на друга: полоса набора и иллюстрации. Сильнее всего изменилась, пожалуй, только обложка. Поскольку до изобретения печатного станка книга была предметом роскоши, то обложка часто украшалась декоративными элементами из металла, драгоценными камнями и выполнялась из прочной и долговечной кожи, чтобы защитить внутренние страницы от внешних воздействий.
С увеличением производства и улучшением грамотности книги стали дешевле, поэтому перестали нуждаться в таком переплете и к XIX веку приобрели вид, близкий к современному.
XX век
В начале XX века изменились границы и внутреннее устройство государств, многие каноны были подвергнуты сомнению, в том числе, и те, что были связаны с версткой и печатью книг.
В 1919 году в Германии была основана знаменитая и очень влиятельная школа дизайна Баухауз, которая объединила различные виды искусства. В разные годы в Баухаузе преподавали художники-абстракционисты, живописцы и графики (например, Василий Кандинский, Иоганнес Иттен, Ласло Мохой-Надь, Пауль Клее). Преподаватели и студенты Баухауза стремились к синтезу искусства и технологии. Они изобрели новые способы выражения смысла текста через композицию — при помощи наклона, перспективы и графики, в том числе, набирающей популярность фотографии.
Ян Чихольд, каллиграф и дизайнер начала ХХ века, был вдохновлен их опытом. В 1928 году он сформулировал принципы новой типографики, тем самым, сделав большой вклад в развитие дизайна. Новая типографика включала в себя ясность, необходимость удобочитаемости текста, отказ от жесткой симметрии и обязательное использование модульной сетки. Сначала определяется функция текста, а уже после этого продумывается композиция макета, которая эту функцию отражает.
В ХХ веке книжный дизайн развивался в разных странах по-своему: в Европе в 60-х появилась знаменитая швейцарская верстка, в СССР же в эти годы дизайнеры книги больше исследовали художественные средства выразительности, например, леттеринг, синтез иллюстрации и текста, в сочетании с доступными на тот момент печатными технологиями.
Еще одно крупное изменение ждало дизайн книги в конце 1980-х: с распространением компьютеров каждый смог попробовать себя в оформительстве, и на какое-то время книжные обложки превратились в поле для экспериментов, часто не очень удачных. Были и плюсы: первый фотошоп позволил использовать новые приемы — коллажирование, необычную типографику, разные графические эффекты, а также большое количество шрифтовых гарнитур.
Современная книга
Современная книга несет в себе отголоски истории — например, в поиске оптимальных пропорций полосы набора до сих пор используется сетка, разработанная Яном Чихольдом, которая, в свою очередь, основана на пропорциях средневековых рукописных книг. Обложки могут быть оформлены абсолютно любым образом, теперь их главная функция — привлечь внимание покупателя. Например, у книги про блюзменов по композиции обложка напоминает афишу концерта, у детской книги — детский рисунок, а у криминального романа «Безмолвный пациент» — киноафишу, и немудрено: автор этой книги — известный сценарист.
Интересно, как западная культура проникает и в азиатские издания, в которых правила совсем другие. Композиция обложки, сверстанной современным тайваньским дизайнером, содержит в себе черты азиатской книжной культуры — иероглифы, расположенные в удобном азиатскому читателю порядке, в сочетании с европейским минимализмом.
Современные книги могут быть любыми: то, как они выглядят, от обложки до иллюстраций, во многом зависит от задач. Интересные примеры смелой современной верстки можно увидеть у студии ABCDesign.
Опыт нашего агентства в оформлении книг
Мы в Двух словах тоже верстаем книги, например, в 2022 мы разработали книгу к 85-летию Алтайского края. Была задача сделать не просто очередной фотоальбом с красивыми видами Алтая, а более интересное издание, которое бы не пылилось на полке. Мы предложили дополнить фотографии рассказами алтайских писателей и акварельными иллюстрациями художника Александра Гордиенко, использовать довольно большой для книги формат — 20*30 см. В итоге получилась книга, благодаря которой можно познакомиться и с природой Алтая, и с живущими здесь людьми. Её интересно не только рассматривать как фотоальбом, но и читать как собрание рассказов.
В конце 2023 года мы сверстали сборник текстов нашего директора Данила Снитко: это рассказы разных лет, остроумные, живые и уже известные читателям его блога. Книгу мы дополнили иллюстрациями, которые нарисовали и сам Данил, и его дочь Ульяна.
Книга уже давно стала для современного человека чем-то обыденным. Тем не менее, тот вид, который она имеет сейчас, хранит в себе отпечаток истории, а также долгий период трансформаций: свою форму книга приобрела почти 2000 лет назад, материалы изготовления совершенствовались примерно столько же, технологии производства не менялись 500 лет (некоторые из них применяются до сих пор), а на внешний вид книги повлияли (и продолжают влиять) как крупные культурные изменения, так и временные тренды.
Можно сказать, что современный дизайн книг становится искусством сам по себе, сочетая вековые традиции, развитие технологий и появление инноваций. Вместе с изменением восприятия книги как статического объекта культуры, дизайн книги остаётся ключевым элементом, придающим ей характер и уникальность в век технологий.