Символика чемпионата мира по футболу, часть 1 (1930−1982) — обзор в двух словах
брендинг и дизайн
26 июня 2018

В самый разгар ЧМ-2018 мы подготовили ретроспективу символики чемпионата мира по футболу с комментариями наших дизайнеров. Получился современный взгляд на айдентику из далёкого прошлого.

Сегодня FIFA — это огромная корпорация, которая вкладывает огромные деньги в разработку и продвижение своего бренда, чтобы заработать ещё больше денег. Старается по максимуму брендировать всё, что только возможно, чтобы впоследствии продать. В том числе, как оказалось, они являются правообладателями даже словосочетания «Москва 2018». Футбол как игра, увы, уходит на всё более дальний план.

В первой части нашего обзора мы охватили временной промежуток с 1930 по 1982 год. Ниже на примере ЧМ по футболу мы увидим, как сфера спортивной символики зарождалась, развивалась, крепла и коммерциализировалась. Вообще ретроспектива логотипов любых крупных спортивных состязаний — будь то чемпионат мира или Олимпиада — это превосходный учебник по истории дизайна. Ведь айдентика каждого чемпионата отражает представления современников о красоте.

Мы непременно обсудим и чемпионаты, более близкие к современности, но только в другой раз. Сейчас — олдскул.
В стародавние времена…
В начале зарождения главного футбольного турнира планеты никто и не думал о брендинге и финансовых оборотах такого масштаба. К первым плакатам и логотипам FIFA и вовсе не имела никакого отношения. Это было дело страны, принимающей турнир. Поэтому очень долгие годы единственным графическим элементом являлся плакат, который по большей части отражал скорее господствовавший художественный графический стиль своего времени, чем коммерческий потенциал бренда.

До 1954 года для чемпионата мира по футболу айдентика вообще не разрабатывалась. По крайней мере, в современном понимании этого термина. Поэтому обзор до этого рубежа мы решили сделать скороговоркой. Роль проводника в столько далёкое прошлое взяла на себя Настя Горбунова.
Уругвай, 1930
  • Анастасия Горбунова
    Дизайнер
Первый плакат к уругвайскому чемпионату выполнен в господствовавшем в те годы стиле арт-деко. Чтобы считать всю информацию с плаката, придётся потратить достаточно много времени.

Громоздкие буквы, заходящие внахлёст друг на друга, выглядят скорее как декоративные элементы, нежели как источник информации. С позиции нашего времени подобный переизбыток декоративности будет считаться нефункциональным, но подозреваю, что в свое время он воспринимался вполне естественно. Впрочем, вряд ли можно назвать этот плакат одним из лучших в своем роде.
Италия, 1934
Настя Горбунова:

Плакат к следующему чемпионату в Италии на фоне предыдущего выглядит существенно чище по графике и, тем более, по типографике. Хотя вёрстка сама по себе не впечатляет, зато вся необходимая информация считывается быстро. Существовавшая к тому времени уже более 5 лет Futura с ее круглой буквой «О» хорошо рифмуется с футбольным мячом и всей иллюстрацией в целом.
Франция, 1938
Настя Горбунова:

Плакат к чемпионату мира 1938 года в какой-то степени меня даже пугает. Залитая красным цветом планета с футболистом в господствующей позе с мячом, установленном на Европе, выглядит слишком агрессивно и устрашающе… в преддверии событий 1939 года. И никакое голубое небо с радугой и акцидентный шрифт с большой разрядкой, добавляющей надписи лёгкости, не способны избавить от этого давящего ощущения катастрофы.

Если большинство плакатов к чемпионатам мира по футболу были скорее взглядом в прошлое, отражением господствовавших не один год стилей, то этот плакат определённо отразил будущее.
Бразилия, 1950
Этот чемпионат проводился аж через 12 лет после предыдущего. Такой перерыв был вызван Второй мировой войной. В плане дизайна ЧМ-1950 ничем особенным не запомнился, зато он стал некой точкой отсчёта, символом восстановившегося после катастрофы мира. После него чемпионаты мира стали проводиться стабильно каждый 4 года, и вышли на качественно новый уровень. В том числе и в плане айдентики.
Первые логотипы
Швейцария, 1954
Настя Горбунова:

Наконец в 1954 году у чемпионата мира по футболу появляется логотип. Довольно символично, что происходит это именно в Швейцарии, с её богатейшей школой типографики, вниманием и любовью к шрифту, сеткам и идеальному выравниванию.

Если всмотреться внимательно в этот логотип, то сразу станет видно, что каждая линия здесь взаимосвязана. А толщина штрихов прекрасного вытянутого шрифта, опоясывающего планету, равна толщине линий в графической части логотипа. Один из моих любимых логотипов ЧМ!
  • Ника Белова
    Арт-директор
Этот логотип очень классный. Великой идеи в нём, конечно, нет, но слишком уж хороша форма: композиция, цвета, шрифт. Тут всё по-настоящему по-швейцарски, из-за чего он переходит в разряд нестареющей классики и был бы очень уместен в наше время. Хотя прошло уже 64 года!
  • Семён Шатыло
    Арт-директор
Крутой логотип, очень много Швейцарии. Вроде ничего особенного и выдающегося, а чувствуется качественная вещь! Ну, как с швейцарскими часами утилитарного дизайна: крепко собранная и нестареющая классика.

Плакат тоже хорош. Рифмующееся наложение сетки на вратаря, как в логотипе, выдает продуманность и связь элементов стиля в деталях.
Швеция, 1958
Ника:

Довольно сложно комментировать настолько старые работы: нет совершенно никакого понимания, как эта айдентика жила, где применялась и на каких носителях исполнялась.
Вполне возможно, в то время этот фирменный стиль решал поставленные задачи. Но тогда он и сегодня выглядел бы круто, ведь такие примеры существуют.

Если смотреть чисто современным взглядом, это даже и логотипом сложно назвать: какая-то мешанина из шрифтов, эффектов, разной графики и мужика, танцующего вприсядку.

Семён:

Люблю и уважаю шведский дизайн, но тут все плохо. Странной анатомии человек, элементы с обводками, невнятная композиция. Элементы разной детализации и стилей мешают логотипу выглядеть целостно. Идеи особой за этим я тоже, к сожалению, не увидел. Единственное, что понравилось — это шрифт надписи fotboll, но как отдельный элемент.
Настя Горбунова:

Пожалуй, логотип (!) к чемпионату мира в Швеции в моем восприятии меньше всего ассоциируется с футболом. Первое впечатление — клипарт из 90-х. Мешанина из шрифтов и обводок. Объёмный мяч соседствует с плоским контуром футболиста сомнительного качества.

Сложно представить данный логотип в качестве нашивки или какой-либо другой минималистичной истории. Хотя вполне возможно, что в 1958-м году перед дизайнерами такая задача и не ставилась. Но всё же после швейцарского логотипа, отразившего достоинства национального стиля, шведский логотип выглядит несуразно. Хотя шведам уже в то время было чем гордиться в плане дизайна!
  • Наталья Колесникова
    Дизайнер
Интересно, что скандинавский дизайн, ассоциирующийся у нас в первую очередь с «Икеей» и минимализмом, был крайне популярен в Швеции в 1930−50-е годы и только к концу века завоевал весь мир. И несмотря на то, насколько шведы опередили время в предметном и интерьерном дизайне, сложно сказать, что шведская школа графического дизайна стала такой же успешной. Да, обратившись к «гуглу», вы найдёте крутые шведские работы 50-х годов, но конкретно эта айдентика выглядит разрозненно и плохо.
Чили, 1962
Ника:

Логотип из Чили похож на логотип ЧМ-1954 круглой формой, обводками и надписью. Но тут всё испортило изображение стадиона в перспективе: оно совсем не гармонирует с остальными плоскими элементами.

Плакат скучноват, хотя это далеко не худший образец. Несмотря на пустое пространство, которое создаёт ощущение космоса и плавно движущихся в нём планет, динамики мало. Вышло красиво, но совсем не футбольно.
Наташа:

На фоне всепоглощающего увлечения космосом после полёта Гагарина в 1961 году, было бы странно и неправильно не использовать такой медийный символ в не менее медийном мероприятии. Что ж, для многих футбол действительно является неизменным спутником.

Семён:

Объём стадиона и его излишняя детализация всё испортили. Стадион выглядит чужеродно.

Плакат — воплощение всего, что тогда было актуально: космос и швейцарский дизайн. Но, к сожалению, за этим всем маловато идентичности Чили, а ведь эта страна очень интересная. Этот плакат и логотип мог относиться к любой стране.

Настя Горбунова:

Ребята из Чили явно поняли достоинства швейцарского логотипа, но немного не дотянули.

Меня не смущает соседство плоского и трехмерного изображения. Единственное, мне кажется, неправильно выбран ракурс стадиона. Если бы это был вид со стороны фасада и стадион уходил бы в перспективу симметрично, то получилось бы существенно лучше и чище.

Плакат получился весьма достойным, хотя всё-таки и здесь не обходится без ощущения тревожности. Мяч вот-вот столкнется с Землей и случится «Меланхолия».
Первые маскоты
Англия, 1966
Ника:

Лев Вилли — первый в истории талисман чемпионата мира по футболу. Англичане первыми догадались использовать маскот для чемпионата, причем опередили в этом Олимпиаду.

Лично меня в основном раздражают талисманы спортивных соревнований и команд. Не очень понимаю, зачем нужны эти герои, кроме того, чтобы продавать их маленькие копии, поэтому я к этому изобретению отношусь двояко. Хотя, может быть, это потому, что я предпочитаю индивидуальные виды спорта.

Что касается льва Вилли, то, несмотря на прошедшие десятилетия, сегодня он выглядит одним из самых симпатичных талисманов.
Семён:

Логотип мог бы стать прекрасным бирдекелем в одном из лондонских пабов, и этим всё сказано.

Лев Вилли мне нравится. Он кривоват местами и несовершенен, но у него есть обаяние. Особенно по сравнению с современными маскотами крупных спортивных мероприятий, которые, кажется, созданы и направлены исключительно на выкачку денег из любителей спорта.

Настя Горбунова:

Англия и Великобритания — есть, футбольный мяч — есть, планета — есть, Кубок Жюля Риме — есть, композиция — есть. Даже надпись выполнена весьма добротным шрифтом.
Вроде бы ни к чему особо не придраться. Но с другой стороны, логотип настолько формален, что не вызывает вообще никаких эмоций, как английская монархия.

В отличие от льва Вилли. Милота! Я бы точно не отказалась от металлического эмалированного значка с его изображением, бегущего с поднятыми ручками (странно, что в этом варианте не лапками).
Наташа:

Примечательно, насколько маскот оживил айдентику фестиваля. Без него чопорная эмблема с геральдическими элементами так бы и осталась чёрствым проходным символом.

Англия выбрала самое грамотное позиционирование для чемпионата — это друг. Каким бы напряжённым не было состязание, мы собираемся вместе, чтобы стать ближе друг к другу, узнать культуру другой страны, найти новых друзей. И раньше в других странах пытались донести этот посыл в виде ленты из флагов и даже носков. Чемпионат должен объединять людей, и маскот Вилли как раз является воплощением всех добрых черт, присущих спорту.

И сам факт, что они придумали и реализовали это на чемпионате, очень крут.
  • Анастасия Азарова
    Дизайнер
Максимально формальный подход к символике чемпионата почему-то родил логотип и персонажа, совершенно разных по стилю и настроению.

Персонаж — плоский линейный лев, явно осовремененный символ Англии. Сам по себе лев Вилли выглядит дружелюбным и приятным, несмотря на свои странные пропорции и рубленую форму.

Логотип — композиция с британским флагом на фоне футбольного мяча, в который вписаны и земной шар, и кубок, и герб страны-хозяйки чемпионата. Пожалуй, слишком много графических элементов для современного зрителя. Вероятно, полвека назад такие идеи смотрелись более свежо.

Плакат хорош, но объёмный мяч явно выбивается из общей двумерной композиции.
Мексика, 1970
Семён:

Сразу бросается в глаза заметное влияние Олимпиады в Мексике 1968 года. Тот стиль получился удачным и заслуженно вошёл в историю дизайна. Но здесь всё не так однозначно. Улучшили ли оригинал? Думаю, нет.

Мальчик маскот, которому дали имя Хуанито, не вызывает у меня особого отклика. Но вот об истории этого чемпионата пишут, что местные дети наряжались точно так же — в форму сборной Мексики и в жёлтые сомбреро. И это круто! Вовлекать людей в такую игру, дать им почувствовать причастность и транслировать образ фирменного персонажа — это очень хорошее решение. Пожалуй, даже более сильное, чем весь стиль.
Ника:

Подозреваю, они даже специально не напрягались, чтобы вся навигация, оставшаяся в городе после Олимпиады в Мексике 1968 года, продолжала выглядеть уместно.

Правда, сам знак слишком уж довлеет над надписью, так как выполнен заливкой и крупно. Цветовая гамма странная. Как показал Dropbox, голубой, фиолетовый и зелёный можно сочетать, но тут это не выглядит продуманным решением.
Настя Горбунова:

Похоже, успех стиля Олимпиады они решили превратить в бренд страны. Подвиньтесь, Диего и Фрида! В России — конструктивизм, в Германии — Баухауз, в Голландии — Де Стиль, а у Мексики — Олимпиада-1968.

С одной стороны, из-за тиражирования идеи ушла уникальность и искренность, с другой — они до сих пор делают на этом деньги.

Наташа:

Мне не нравятся боковые треугольнички в знаке, они как будто оторваны от основной части за счёт небольшой массы. Вообще знак выглядит неуравновешенным.

Что касается Олимпиады, если посмотреть развитие айдентики на разных носителях: это просто шикарно. Хороший дизайн отличается от плохого тем, что он актуален вне времени, и стиль олимпиады 68 года до сих пор выглядит очень современным. Хотелось бы видеть такое же мощное развитие и в 70-м году, но они лишь приставили футбольную символику и на этом всё развитие закончилось.
ФРГ, 1974
Семён:

Логотип получился совершенно не футбольный. Зелёный цвет нигде больше не встречается, в чёрно-белой расцветке он был бы аутентичнее. Амбиграмму WM можно было обыграть поинтереснее. А вот плакат и фирменный шрифт хороши.

Талисман — мальчишки Тип и Топ — напоминает мне мультфильмы того времени: советский «Шайбу! Шайбу!», польский «Болек и Лёлек», чешский «Крот». Немецкая форма талисманов тоже понравилась.

После бизнес-успехов маскотов, видимо, подтянулись и спонсоры. Недаром у талисмана — бутсы Adidas.
Ника:

У меня двоякие чувства к этому логотипу. С одной стороны, он очень графичный, прямо из тех альбомов с наборами ретро-логотипов в черном цвете. С другой стороны, ограничивать летящий (он же летящий?) мяч в толстую рамку — странно.

Экспрессивная живопись на плакате в какой-то степени компенсирует эту заданную логотипом строгость, но не могу отделаться от ощущения очень короткой и маленькой правой ноги футболиста. Еще у него красная голова без каких-либо признаков лица, что в сочетании с черным фоном выглядит жутковато.

Ребятишки-маскоты смешные, как и все остальные мальчики-талисманы чемпионатов, но с человеческим персонажем, как мне кажется, смысл наличия маскота вообще размывается.

Наташа:

Если любите шалить с дизайном, помните: буква W — это не перевёрнутая M, и говорить, что это стилистический приём — слабое оправдание.

Не считая шрифтовых косяков, эмблема более чем удачная, хоть, может быть, и не очень активно-спортивная. А чёрный плакат вообще выглядит безумно круто… если закрыть глаза на слабую вёрстку нижнего текстового блока.

Такая айдентика вполне актуальна и сегодня: минималистичный логотип, плакат с яркими цветовыми пятнами и большим количеством воздуха вокруг. К тому же, за счёт небольшой детализации эмблемы и её монохромности, её легко воспроизводить на разных носителях.
Аргентина, 1978
Семён:

Опять маскоты-дети, сколько можно? Неужели у футбольных фанатов все образы детей вызывают родительский трепет и непреодолимое желание из года в год тратиться на такой мерч? На этот раз маскот — пастушок Гаучито. Спонсорство закономерно пошло дальше: теперь ещё и футболка у маскота — фирменная Puma.

Логотип и плакат выглядят, как классные марки. Логотип мог бы стать ещё лучше, если бы не столь кривые линии флага, которые должны были придать динамичность летящему мячу, но вышло не очень. Графический прием в плакате шикарный, до сих пор это решение считается модным.
Ника:

У Аргентины получился очень стильный плакат, который можно хоть сейчас вешать на стену. А вот логотип как минимум странный. Линии аргентинского флага в виде держащих рук мяч какие-то неприятные. Они недостаточно руки и недостаточно линии. Да и он совсем не динамичный: мяч движется вверх и останавливается в конце. Может даже возникнуть образ мяча, проходящего через какой-то шланг (простите!).

Шрифт Helvetica здесь транслирует международность. В то время, наверное, он ещё не воспринимался как маркер обезличенности. Непонятно только, почему на кепке Гаучито стоит уже другой шрифт.

Наташа:

Не скажу, что сама эмблема вызывает у меня много восторга, но Helvetica и не по-аргентински швейцарский плакат выглядят здорово.

Опять же, такая айдентика выглядит круто вне времени. Не считая Гаучито с заточкой (на самом деле, это свирель — прим. ред.), я назвала бы этот стиль своим фаворитом в этом обзоре.
Испания, 1982
Ника:

Какая-то неочевидная форма логотипа. Хотели сделать динамично, а получилось не очень. Флаг доминирует и сливается с мячом в тяжелую монолитную форму, в итоге ничего никуда не летит.

Плакат красивый, но совсем уж не футбольный. Маскот — апельсин Наранхито — довольно криповый, но это даже плюс, я его точно запомнила. На маскотах в принципе нестрашно отрываться и делать их яркими.
Наташа:

Сто шагов назад, ты облажался. Графика логотипа плохая, апельсин-маскот меня пугает, мне кажется, он хочет меня избить. Плакат вроде ничего, но без подписи не идентифицируется как футбольный. Хотели набить стиль чемпионата местными маркерами, но реализация не удалась.

Семён:

Логотип — ну такое… Хвалить или хейтить особенно нечего. Не очень динамично получилось. Мяч-флаг задавил совершенно никакую шрифтовую часть. Интересно, что на плакате мы видим горизонтальную версию логотипа, и она выглядит гораздо лучше. Даже динамика задуманная появляется

Сам плакат классный, конечно, но я не могу здесь разглядеть связь с футболом.
Маскот заводной, испанский, криповый. После череды маскотов-детей — прямо глоток свежего апельсинового фреша в жару.


На этом мы закончим ретро-обзор символики мировых чемпионатов по футболу. Вторая часть посвящена временному промежутку с 1986 по 2026 год. Рассмотрим уже куда более современную айдентику, символику текущего ЧМ и чемпионаты, которые только запланированы, но для которых уже готовы логотипы.
Другие статьи