Оле-оле-дизайн: футбольных кейсов обзор
брендинг и дизайн
6 июня 2018

На фоне приближающегося чемпионата мира любая работа по брендингу в футболе становится чуть заметнее. В нашем агентстве нет футбольных болельщиков (пожалуй, кроме Ники и Насти). Зато мы можем оценить всё это с позиций дизайна. Тем более, что в последнее время действительно было немало любопытных и просто крупных кейсов.

UEFA Europa League
  • Ника Белова
    Арт-директор
«С первого взгляда кажется, что кейс хороший. Тут и графика, и моушн, и музыка, и специально разработанный шрифт. Но если рассматривать внимательнее, то все начинает казаться однообразным и не очень свежим.

Самый заметный элемент ребрендинга — фирменная динамичная графика. На мой вкус, немного напоминает студенческие упражнения по пропедевтике. Хотя, действительно, связь с кубком очевидна.

Пожалуй, зря добавили фактуру металла некоторым треугольникам. Она может вызывать ненужные ассоциации, например, с апельсиновой коркой. При этом очень стильно и современно выглядит монохромная версия этого же паттерна, избавленная от лишних деталей и надоевших в айдентике градиентов.
Радует, что разработали фирменный заголовочный шрифт и постарались добавить ему характера. С другой стороны, предыдущий ужаснейший шрифт оставили для всего остального. А в самом кейсе почему-то можно найти еще несколько совсем других начертаний, непонятно, откуда взявшихся. Хотя это претензия, скорее всего, только к презентации. Ну и, к сожалению, уже традиционно для таких случаев, кириллица, мелькнувшая на одном фото в слайдере, очень печалит.
Новую музыку сложно и прокомментировать, она категорийная и довольно дженериковая. Гимн ничем не примечателен и не запоминается — таких гимнов тысячи. Кстати, в отличие от главного гимна UEFA — вот он крутой!

В целом, мне кажется, вектор выбран верный. Хотя бы потому, что разработке фирменного стиля, очевидно, уделили как никогда много внимания, но я буду надеяться на дальнейшую более крутую айдентику".
  • Семён Шатыло
    Арт-директор
Введение
«Очень хорошо, что они отошли от варианта «просто логотип» и попытались развить визуальную систему с бренд-мотивом. Бренд-мотивом является некая абстрактная полигональная фигура, которая должна передавать динамику этого вида спорта. С одной стороны, эта динамика очень хорошо читается, но с другой — не покидает ощущение вторичности из-за обилия подобных полигональных фигур в дизайне.

Мне понравился их новый фирменный акцидентный шрифт. Он в деталях подыгрывает общей графике, поддерживая её системность.
Очень хорошо, что они пояснили в презентации, зачем использовали эту «апельсиновую корку». Оказывается, это очень важный смысловой элемент. Но выглядит этот паттерн всё равно очень спорно: как будто в «Фотошопе» на скорую руку наложили кучу первых попавшихся фильтров. Хотя в чёрно-белой версии всё смотрится круто и современно. Может быть, стоило на чём-то таком и остановиться".
Российская футбольная Премьер-Лига
Ника

«Логотип Российской Премьер-Лиги хороший. В нём есть смысл и идея, только я не уверена, что мне нравится шрифтовая часть. Очень интересно, как эта история с пересечением будет развиваться в дальнейшем. Всё-таки у любой футбольной айдентики обычно очень много разнообразных носителей. Последние зарубежные кейсы в этом смысле намного более интересно смотреть: они не ограничиваются только логотипом, и там, как правило, присутствуют видео с примерами графики для трансляций».
Семён

«В знаке хорошо угадывается чёрный пятиугольник — яркий маркер футбольного мяча. В него вписан медведь, и это в целом хорошая мировая практика — использовать образы животных в айдентике футбольных лиг. Сочетание белого, синего и красного цвета добавляет логотипу «русскости». 3D-эффект придаёт знаку динамику и агрессивность. Всё это прекрасно работает и оставляет приятное впечатление.

Жаль только, что нам по сути в кейсе показали лишь концепцию логотипа. Было бы интересно посмотреть остальной фирменный стиль, и как это будет внедряться".
Juventus Football Club
Ника

«Для меня — человека, не болеющего за «Ювентус» — ребрендинг этой команды выглядит потрясающе. Получилось, возможно, более лакшери и премиум, чем нужно для футбольной команды. Но вряд ли это серьезная проблема: в реальной жизни бренд может — и скорее всего будет — работать совершенно по-разному. Тем более, такой лого и стиль очень просто воспроизводятся любыми средствами.

Разработанное шрифтовое семейство в этом проекте очень классное, в нем есть образ, трендовость, но и читабельность. Хорошо, что есть фирменная сетка для верстки всего: довольно простая и легко масштабируемая, но при этом поддерживающая общий тон айдентики".
Семён

«Это очень хороший пример осовременивания традиций. Они очень смело изменили логотип, но при этом сохранили самое основное. Такой радикально-преемственный ребрендинг.

Все образы, которые закладывались в знак, легко считываются. Очень хорошие фирменные шрифты, которые гармонируют с формой логотипа.

Ещё отмечу классный мерч, разработанный на основе этой айдентики. Я абсолютно холоден к футболу, но такую футболку бы носил".
Федерация футбола Казахстана
Семён

«Итак, Футбольная федерация Казахстана сделала редизайн логотипа. Стало, конечно, лучше, но до «хорошо» ему ещё далеко.

Сразу похвалю смену названия. Это мы, даже не зная казахского языка, смогли бы расшифровать «Қазақстанның Футбол Федерациясы». Но тот, кто не является жителем территории бывшего СССР, скорее всего, даже не понял бы, к какой стране относится данный логотип. С переходом на латиницу логотип стал интернациональным и понятным практически для любого жителя планеты.

Логотип постарались визуально почистить, сократив количество мелких деталей. Но очень зря они ограничились лучами солнца и орлом. Орнамент в центре остался прежним, и получилась разная детализация внутри одного знака. Как будто клипарт из разных элементов. В общем, надо было смелее быть".

Ника


«Логотип Казахстанской футбольной федерации по-прежнему выглядит плохо, хотя это уже большой шаг вперед. По-прежнему остаются грустная типографика, плохие кривые в рисунке орла, нелогичное соотношение толщин линий в шрифте, в круге и в изображениях орла и мяча-солнца».
Женская сборная Нидерландов по футболу
Ника

«Классная кастомизация знака: „львицы“ теперь выступают под знаком с львицей. Вроде так просто, а очень приятно. Графику, понятное дело, обсуждать не стоит, поскольку знак преемственный».
Немецкая футбольная Бундеслига
Ника

«Ребрендинг Бундеслиги очень хорош. В отличие от «Ювентуса», изменения знака минимальны и наверняка никоим образом не ранили болельщиков. Тем не менее, микроизменений очень много, и они все в лучшую сторону. Кроме того, на основе логотипа появилась новая сетка и динамика.

В целом, айдентика значительно посвежела. Покритиковать можно только логотип Бундеслиги-2: такое ощущение, что его сделали за пять минут, реализовав первое, что пришло в голову".
UEFA Euro 2020
Семён

«Очень хорошо, что в новом логотипе присутствует преемственность. Да, он более современный, но он сохраняет чёткую связь с предыдущими версиями. Взглянув на логотип 2016 года даже без шрифтового написания, мы сразу понимаем, что это по сути то же самое соревнование. Хотя фирменный шрифт с его отвратительной лигатурой можно было и поменять.

В старых версиях были национальные маркеры, показывающие страну, в которой проходит чемпионат. Теперь они исчезли. С одной стороны это положительный момент: в этом хорошо читается, что организаторы отошли от проведения чемпионата в какой-то определённой стране. Но с другой стороны, они немного не дожали: в знаке не читается принадлежность к Европе в целом. Знак какой-то слишком нейтральный и стерильный. Особенно фигуры людей — очень уж они абстрактные и стандартные, что ли.

А вот иллюстрации получились крутые. Это очень хорошо, что они так заморочились и прорисовали стадионы, достопримечательности и прочие характерные штуки. Эти иллюстрации, я бы сказал, гораздо ценнее, чем сам логотип".
Ника

«У Евро 2020 получился ужасный логотип и прекрасные иллюстрации. Кубок в знаке теряется, люди страдают неприятной анатомией, а цветовая гамма негармонична. Печальную шрифтовую часть оставили с прошлых логотипов.

А вот иллюстрации крутые, их очень много — целых 13 городов. Стадионы прорисованы и в изометрии и фронтально. Есть отдельные объекты, а есть огромные полотна с городской средой. Да ещё и всё это заанимировано.

Несмотря на то, что стиль графики неоригинальный, всегда очень приятно рассматривать такие детализированные проработанные картинки. Даже цветовые сочетания в иллюстрациях намного более удачные, чем в самом логотипе".
Другие статьи