17. Один раз мы придумали рекламу, в которой упоминался один древнегреческий (!) бог. Клиент сказал:
— Вы что, охренели, я же верующий!
18. Какая-то тетка на Фейсбуке прикидывается нашим креативный директором, но мы не знаем, кто она!!!
https://www.facebook.com/people/%D0%90%D0%BB%D0%B8%D1%81%D0%B0-%D0%A4%D0%BE%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B0/100 015 711 280 511/?fref=ts19. Один раз нам прислали резюме: «Я хочу у вас работать, ну там генерить разное, только по ночам, потому что у меня есть другая работа!»
20. Кстати, почему-то считается, что в индустрии беда с резюме. Это не так. Мыслей, резюме, беда не, а с формулированием. Мире всём во.
21. С одинаковой радостью в топку отправляются и слишком креативные резюме, и с фразой «Целью является: получение работы в Вашем агентстве»
22. Не всем нужен бренд. Это парадокс, но это так. Если вы называетесь ООО «Розница-8» и продаете через личные связи, на кой вам лого?
23. Реклама тоже нужна не всем. Например, бренд Zara живет без традиционной «медийки», и все у него круто. Погуглите.
24. Телефон или адрес магазина в рекламе уже давно не нужно указывать. Сейчас потребитель сначала «пробивает» ваше название в интернете.
25. Телек как рекламный канал умирает. Медленно, но умирает. Сами телевизионщики в это не верят, горячо и убедительно отрицают. И умирают (
25.2. Речь, конечно, о российском телеке. Если у нас появятся свои Netflix и HBO, все изменится. Но пока вот так.
26. В этом году нам 8 лет и у нас было 6 разных офисов! И скоро, кажется, будет седьмой ;) П — переезды
27. В кризис буйным цветом колосятся разные бизнес-тренеры, обещающие «взрывной рост продаж!!!111». Где они гнездятся в сытые годы, неясно
28. «Взрывного» роста продаж не бывает. Бывает хороший продукт, грамотная подача и тонкий тюнинг всей цепочки коммуникации на ходу.
29. Классный брендинг и реклама не вытянут плохой продукт. Зато наоборот, к несчастью, работает — невнятный бренд работает как тормоз.
30. По очень субъективной оценке доля роли бренда/рекламы в успехе продукта — 10−30%. Поэтому «спасти» утопающий проект ребрендингом сложно.
31. Бывают, конечно, исключения. Например, водка — почти чистый брендинг. Серьезно, там очень часто все льют буквально «из одного котла»
32. А на вкус вина очень сильно влияет цена. Именно на ощущаемый вкус. Мозг реально думает, что дорогое вино вкуснее! ДА, МОЗГ ДУРАК!!!
33. С пивом история другая — все на словах презирают «порошковое» пиво, но больше всего его и пьют. Просто оно легкое и как правило вкусное
34. Кстати, есть агентства, которые принципиально не работают, скажем, с табачными компаниями (хотя сами курят). Отрасль полна парадоксов ;)
35. В отрасли принято делать от одного до трех вариантов дизайна. Бывают исключения — смотря о каких взаимных утехах с клиентом договоритесь
36. Мы постепенно пришли к одному варианту — так честнее и всегда получается лучше. Хотя у клиента, в случае чего, есть право на итерации
37. Презентовать отдельно нейминг и визуал — путь прямиком в ад, где в котлах горят слепые и вы зачитываете им бесконечные варианты названий
38. Кстати, неправда, что нельзя регистрировать в качестве торговой марки простые слова из словаря. Можно, но только не в своей категории
38.2 Например, нельзя зарегать вино «Вино» в 33-м классе МКТУ. Зато можно в каком-нибудь другом. Если кто-то не сделал это до вас.
39. Поговаривают, что при регистрациях названий водки были самые опасные разборки. Было много взяток и удачные бренды регили задним числом.
39.1 Т. е. ты приходишь с крутым названием, ФИПС тебе говорит «подождите», и выясняется, что это название зарегано буквально вчера! Совпадос
39.2 Сейчас, конечно, такого уже нет, это было в смутные девяностые, сейчас коррупция полностью искоренена!
(Твит из будущего)
40. По поводу пред/постоплат. Простое правило: все, что можно утащить и использовать сразу после презентации, предоплачивается 100%.
41. Кстати, многие думают, что идеи не охраняются авт. правом. Абстрактно сформулированные и правда нет, а вот оформленные в сценарий — да.
41.1 Так что если вам не оплатили сценарий и вероломно использовали — можно идти в суд. В теории. На практике только 100% предоплата спасёт
42. Строгий и местами злой договор — залог долгой успешной жизни и повышенного уважения к вам на старте проекта.
43. Мы брали за основу «болванку» студии Лебедева и много переделывали под себя. Двенадцать страниц некрупным шрифтом + доп. соглашения
44. Один из ключевых пунктов договора: если клиент молчит дольше, чем N дней, работа автоматом считается принятой. Это очень бодрит клиента!
45. Важно иметь доказательства отправки работы клиенту. Надо прописать, что вы договорились считать email легитимным способом связи.
46. Ответственное лицо — другой супер важный пункт. Клиент привлекает к оценке результата уборщиц? А они записаны в договоре как отв. лица?
47. Еще важно проверять полномочия подписанта договора со стороны клиента. В противном случае это вообще чревато бесплатной работой.
48. Был случай лет 10 назад, когда одно новосибирское агентство не проверило, кто подписал договор со стороны клиента…
48.1. А это был условный дядя Петя без прав и обязанностей. Клиент этим воспользовался в суде. Агентство потеряло 1,5 млн рублей.
49. Удобно иметь «рамочный договор», где зафиксированы все условия работы, а сам предмет разработки, сумма и срок вынесены в приложение.
49.1. Это помогает сэкономить тонну времени, когда с клиентом ведется не один проект.
50. Резюмируя про договор — для составления лучше нанять злого и умного юриста и детально описать ему процесс работы и «опасные» моменты.
51. Так как мы — агентство, то иногда привлекаем к работе фрилансеров. Обычно это какие-то специфичные задачи, вроде гравюр или еще чего.
52. К чести фрилансеров надо сказать, среди них очень много талантливых мастеров! К нечести: тех, кто соблюдает договоренности — единицы.
53. Самые смешные вещи, которые мы слышали в оправдание: «я потерял перо от планшета» и «меня кошка покусала за руку, не могу рисовать».
54. А, нет. Самая феерия: оператору сказали снимать все подряд, он из 4 часов не снял две минуты.
— Почему не снял?!?
— А я думал НЕ НАДО.
55. Общение с крутыми коллегами по индустрии — залог бурного роста. Иначе можно закиснуть и перестать понимать, что вообще происходит.
56. Например, если бы мы не познакомились с некоторыми «звездами» интустрии на фестивальных пьянках, то не сдклали бы свой @fakestival
57. И наоборот — продукты или мероприятия, сделанные для пользы всей индустрии, помогают знакомиться со «звездами»!
58. В разное время у нас в офисе пытались завести кота, собаку, муравьиную ферму и рыбок. Прижились только рыбки и стажеры.
59. Правда, часть почему-то умерла во время новогодних каникул. Рыбок, не стажеров. Стажеры ещё раньше.
60. Самая бомбическая наша «внутряковая» история — про собачью лапку. Когда-нибудь мы обязательно ее расскажем публично! Но не сегодня.
61. Наше название ничего не означает. Это нечто среднее между «thank you» и «fuck you». Для англоязычных это как забавная игра слов.
62. Нет никаких «средних рыночных цен» на дизайн в России. Можно получить как шедевр за бесценок, так и какашку за миллионы.
63. По сути, стоимость работ у конкретной команды — это цена, за которую вашу проблему решат вот эти конкретные головы и руки. Всё.
64. Нам несколько раз предлагали работать за процент от успеха проекта. «Будут продажи, выстрелит ваш дизайн — сорвёте куш!»
64.1. При этом каждый раз на предложение раскрывать все-все-все финансовые показатели бизнеса мы встречали отказ. «Вы что, НЕ ВЕРИТЕ?!»
65. Один раз клиент потребовал включить в договор пункт о безусловном штрафе в $ 1 млн, если «в процессе утечет его технология». Мы отказали.
65.1. Потому что любые компенсации определяются размером ущерба, а его нужно сначала доказать в суде. Клиент не хотел ничего доказывать.
66. Правило «клиент приносит боль еще на стадии переговоров — проект будет сложный» работает примерно в 75% случаев.
67. Почти все большие компании (международные корпорации) работают по очень отсроченной постоплате — 2−3 мес, иногда до полугода.
67.1. Поэтому работать с ними могут себе позволить только компании с нормальным оборотом, позволяющим как-то жить эти месяцы в ожидании
68. Еще у корпораций (особенно зарубежных) почти всегда есть NDA — соглашение о неразглашении любых обстоятельств работы. Даже самого факта.
68.1. Иногда под NDA находится даже само существование NDA. Это нужно для того, чтобы не «светить» своих подрядчиков конкурентам.
68.2. Сделав проект под строгим NDA, ты даже не можешь поместить логотип клиента к себе на сайт. Поэтому такие проекты стоят в разы больше.
68.3. Перед началом проекта и после подписания NDA агентство аккредитуют — проверяют юристы, безопасники и даже специалисты по охране труда.
69. Если хотите, чтобы вашу работу быстрее заметили, делайте социалку. Хороший дизайн обсуждают только дизайнеры, хорошую социалку — все.
70. Если хотите узнать, что будет завтра происходить в индустрии — участвуйте в фестивалях. Ключевое слово — «завтра».
70.1. Однако, от фестивалей легко впасть в эйфорию: обычная работа будет казаться серой, а все клиенты — тупыми. Осторожно, это не так.
70.2. Просто фестивали — это про то, у кого концепт креативней и свежее, а жизнь — это про решение проблем. Поэтому на фестах полно фейков.
71. Бытует мнение, что в России вся реклама — говно скучное, а «вот у них» по телеку и в наружке одних Каннских львов крутят. Это не так.
71.1. За рубежом реклама более зрелая, это да, но и там 90% — это скучная безопасная некреативная сахарная вата. Потому что — маркетинг.
71.2. Кроме того, «у них» точно так же местный аналог ФАС возбуждается на всякого рода провокации и постоянно штрафует рекламодателей.
72. Иногда рекламу описывают, как «создание лживых оберток для не нужных никому продуктов и услуг в обществе вещизма». Что ж, это философия.
72.1. Но если даже согласиться с этим, то, даже обслуживая общество «вещизма», лучше делать этот предельно хорошо и кайф. А иначе зачем всё?