В двух словах о шрифтах, часть вторая
брендинг и дизайн
17 февраля 2021

В прошлой статье мы говорили о том, как разные шрифты отличаются друг от друга по своему рисунку и как эти отличия отражаются на их характере и удобочитаемости. Сегодня затронем другие аспекты, связанные с буквами, которые могут влиять на выбор шрифта для бренда.

Дисклеймер
Как и в прошлый раз, хотим предупредить, что эта статья написана не профессиональными шрифтовиками. Она написана простыми ребятами из брендинга для тех, кто хочет только начать понимать, что происходит с миром букв в брендинге.
Каллиграфия, леттеринг, шрифт
Все, конечно, что-то слышали о каллиграфии. Наверняка ещё в детстве встречали словосочетание «каллиграфический почерк», что на бытовом уровне значило просто «красивый почерк».

Русское рукописное письмо или попросту школьные прописи.

На самом деле почерк и каллиграфия — немного разные вещи. Почерк — просто характерные для любого пишущего детали его рукописного письма. А каллиграфию современное определение относит к искусству (очень древнему).

Кроме каллиграфии есть ещё леттеринг. Если упрощать, то они отличаются между собой тем, что каллиграфия пишется за один подход, минимальными движениями инструмента, а формы знаков леттеринга могут тем или иным способом многократно правиться и вообще чаще скорее рисуются, чем пишутся.

Чем же тогда шрифт отличается от леттеринга? Дело в том, что набором знаков шрифта можно пользоваться бесконечно, в том числе набирая тексты на клавиатуре, и все повторяемые символы будут идентичны. В то время как леттеринг — штучная работа.
С помощью копирования знаков из леттеринга можно сделать шрифт, но тогда он и перестанет быть леттерингом. Любопытно, что при всём этом, как мы писали в первой части, многие из шрифтов в своей графике опираются на каллиграфическую основу написания букв.

В брендинге леттеринг часто применяется, если речь заходит о логотипах, где уникальные буквы иногда помогают создать особенный образ. В то же время, в логотипах с использованием шрифтов в качестве основы нет ничего плохого, если это решение соответствует задаче, а айдентика состоит не только из логотипа.

Что касается каллиграфии — из-за высокой вариативности результата она не так легко применима. Например, если речь идёт о пригласительных на свадьбу, то их число ограничено и позволяет оформлять их каллиграфией, переделывая заново то, что получилось не так хорошо. Но если это какой-то бренд с многотысячными тиражами, то каллиграфия может быть размножена только в виде цифровых копий, что уже позволяет усомниться в том, что это именно она. Однако даже в этом случае продукт может получить особую атмосферу рукотворности, и этим приёмом часто пользуются.

Органические батончики Get Raw используют изображение каллиграфии в своём логотипе.

Айдентика шахматной серии Armageddon с логотипом-леттерингом, основанным на готической каллиграфии, от дизайн-бюро «Щука».

Форматы файлов
В большинстве случаев бренды имеют дело не с леттерингом, а со шрифтами. Даже если ваш логотип — знак или изображение, вашей компании придётся коммуницировать с внешним миром, будь то реклама на федеральном канале, собственный сайт или документ с бухгалтерской отчётностью.

Бывает, что вся айдентика строится на целом шрифтовом семействе или спектре из нескольких шрифтов. В любом случае, авторы фирменного стиля используют или уже существующие шрифты, разработанные кем-то ранее, или делают их сами с нуля.

В айдентике театра Irvington используется одно специально разработанное семейство шрифтов и множество дополнительных.

Историю современных тиражируемых шрифтов часто ведут с Иоганна Гутенберга, который в XV в. грамотно популяризовал технологию ручного металлического набора в Европе. В те времена все символы шрифта по отдельности отливались из металла в нескольких экземплярах, после чего каждая страница будущей книги побуквенно набиралась из этих металлических литер перед тем, как отправиться под печатный пресс.

Позже в технологиях изготовления шрифтов было ещё несколько революций, пока человечество, наконец, не добралось до компьютеров.

Наборная верстатка на кассе шрифта.

Сейчас шрифт — небольшая компьютерная программа, как правило, с разрешениями .ttf или .otf, которую нужно установить на компьютер, чтобы шрифт появился во всех графических редакторах. На всех устройствах есть и некоторый набор предустановленных шрифтов. От того, какие они, зависит, в том числе, внешний вид интерфейса системы.

Разные операционные системы Apple используют одну шрифтовую гарнитуру San Francisco.

Однако технологический прогресс всё ещё не стоит на месте и с недавнего времени нам доступны, например, вариативные и цветные шрифты (вспомните эмодзи ???). Один файл вариативного шрифта позволяет заменить десятки обычных, где каждая насыщенность или курсивное начертание — это отдельный шрифтовой файл. Так можно гораздо тоньше настраивать нужные параметры для шрифта или сделать интересную динамическую айдентику.

Выбор таких шрифтов пока ограничен, а стоят они дороже, чем несколько начертаний обычных. Прежде, чем приобретать вариативный шрифт, нужно решить, насколько он вам действительно необходим.

Айдентика Amsteldok основана на специально разработанном для проекта вариативном шрифте.

На сайтах шрифты чаще предпочитают использовать в менее тяжеловесном формате WOFF. Чтобы компания могла оформить своим фирменным шрифтом и распечатанный буклет, и сайт, обычно ей необходимо приобрести один и тот же шрифт дважды, в двух разных форматах. Да, существуют конвертеры из одного в другой, но делать так с купленным шрифтом — незаконно.
Лицензии на шрифты
Так как шрифт — это программа, то (как в случае со многими другими программами) за её использование чаще всего нужно заплатить. Каждый шрифт охраняется ещё и авторским правом, поскольку, какими бы похожими они вам не казались, все они разные. Автор шрифта запросто может подать на вас в суд, если вы не покупали у него шрифт, но используете его.

После покупки выдаётся лицензия, в которой прописано, что можно и что нельзя делать с помощью приобретенного шрифта, в какие сроки, тиражи и в каких местах. Несмотря на то, что многие лицензии похожи, часто встречаются отличия, поэтому текст лицензии стоит читать всегда. Иногда лицензия позволяет использовать шрифт бесплатно в личных или ознакомительных целях.

Существуют и полностью бесплатные шрифты, но их выбор очень ограничен, всё-таки производство шрифта — очень трудоёмкий, а потому дорогой, процесс. Помимо сотен и даже тысяч глифов (букв различных алфавитов, заглавных и строчных, цифр, знаков препинания, валют и т. д.), необходимо вручную подгонять расстояния между многими парами символов, чтобы визуально они были одинаковы. На рынке шрифтов с кириллицей выбора ещё меньше, поэтому бренд, использующий такой шрифт, рискует потерять свою индивидуальность.

Ещё один путь — разработка собственного шрифта. Да, это недёшево. Но если у компании большие тиражи или разные каналы коммуникации — это может стать выгодным вложением. На такую разработку уходит от нескольких месяцев до нескольких лет, но зато компания будет единственным правообладателем на этот шрифт. Более подробно об этом можно почитать в одной из статей в нашем блоге.

Слово с визуально скомпенсированными расстояниями между буквами и с одинаковыми.

Некоторые компании выбирают нечто среднее: в рамках айдентики делают особенный яркий шрифт для заголовков с ограниченным набором знаков и выбирают дополнительный готовый для объёмных текстов. Так у них остаётся место для самовыражения, а бюджет страдает не сильно.

При разработке фирменного заголовочного шрифта для East London Liquor Company использовали формы, найденные на самом заводе.

Заключение
Если подводить итог в двух словах, то: чтобы решить, как именно конкретный бренд будет говорить со своей аудиторией, придётся подумать не только о внешнем облике всех букв и шрифтов в его айдентике, но и о технической реализации и экономике фирменного стиля.
Другие статьи