Интервью с иллюстратором и аниматором Соней Филимоновой
интервью
2 сентября 2016
10 недель назад мы пообещали, что в каждом юбилейном выпуске будем предлагать вам что-то особенное. Так вот, время спецвыпуска пришло! И на этот раз мы взяли интервью у нашего иллюстратора Сони Филимоновой, которая целыми днями только и делает, что рисует эскизы, раскадровки и принты.
Соня два года училась на мультипликатора в Канаде, и мы попросили её рассказать об этом смелом опыте. И в итоге получился действительно целый рассказ:) Чем отличаются канадцы от русских, с чем пришлось смириться и почему стоит бояться гусей, вы узнаете в сегодняшнем материале. Приятного чтения!
Почему именно Канада?
Сколько я себя помню — всегда хотела учиться за границей. Сначала грезила Великобританией, а потом уже стало всё равно — лишь бы на английском говорили. Также всю жизнь моим единственным ценным навыком было умение рисовать картинки, так что особого выбора среди профессий у меня не было. «Главное, чтоб рисовать можно было» — это был мой основной критерий отбора.
Я выбрала анимацию, поскольку решила, что она наиболее требовательна и дала бы мне больше всего навыков, которым найдётся применение в различных творческих областях. Это и иллюстрация, и концепт-арт, и моушн-дизайн, да и в самой области анимации множество ответвлений на любой вкус.
Люди иногда восхищаются моей смелостью и говорят, что сами никогда бы не решились вот так взять и уехать. А я восхищаюсь своими родителями: всё-таки это больше их заслуга. К сожалению, для обучения за границей основную роль играют финансовые возможности, а уже потом все твои личные достижения.
Когда тебе предоставляется такой шанс, вопрос «ехать или не ехать» не стоит. Это слишком редкая возможность, чтобы отказаться от неё потому, что тебе страшно. А мне было семнадцать и даже не страшно (почти). Наоборот, мне не терпелось покончить со школой и наконец-то заняться чем-то интересным!
Одиннадцатый класс я больше посвятила подготовке портфолио, нежели подготовке к экзаменам. Да и не нужны они мне были, эти экзамены. Диплом об окончании среднего образования — это одна из немногих бумажек, которые требуются для допуска к творческим испытаниям. Но настоящее испытание — это получение визы. Мне понадобилось два захода, чтобы получить свой желанный стикер в паспорт, и стоил он мне недельного опоздания к началу обучения.
Портфолио — это, по сути, выполнение заданий из различных дисциплин, которые придется изучать в колледже. От создания персонажа до рисунка человека с натуры. Ничего сложного для человека, который уже плотно и целенаправленно занимался рисованием пару лет, а для того, кто родился с карандашом в руках, — и подавно.
Для меня главное отличие русского образования от североамериканского — это почти полное отсутствие общеобразовательных и прочих предметов, не относящихся напрямую к будущей профессии. Почти!
На каждый семестр приходится по одному курсу, который придётся выбрать из обширного списка. Криминальная антропология? Есть такое. Научно-фантастические нарративы в литературе? Почему бы и да. Хоррор в кино? Успейте записаться, профессор шикарный. Да даже «Творческое решение проблем» — за таким названием скрывается изучение методов «брейнсторминга» в теории и на практике.
О других студентах
Когда я поступала, из набора в 150 человек всего 25 были иностранными студентами, правда, штук пять из них оказались американцами. Среди русскоговорящих я была одна, так что определиться в уютную группку, как это сделали некоторые китайцы, у меня не вышло.
Это и к лучшему, ведь какой смысл, находясь в новой стране, стремиться к комфорту родного языка. В моём случае это только замедлило бы и без того болезненное погружение в новую культуру. Мы были все разных возрастов, и вчерашние школьники, как я, были в меньшинстве. Многим понадобилось несколько лет, чтобы пройти отбор. Кто-то к концу второго десятка решил поменять сферу деятельности, кто-то был уже практикующим аниматором, но хотел от себя большего.
Благодаря серьёзному конкурсу среди поступающих в программе оказались исключительно заинтересованные люди. Программа обучения построена таким образом, что почти всё свободное время студенты проводят, работая вместе в «студиях» — помещениях одновременно человек на пятьдесят, оснащённых компьютерами, графическими планшетами, световыми столами, сканерами и грязной микроволновкой, которую никто никогда не хотел чистить после себя. В конце семестра студенты, особо преданные искусству анимации и не особо одарённые по части тайм-менеджмента, рисовали в студии ночи напролёт, пытаясь успеть к стремительно приближающемуся дедлайну.
Иногда охранники кампуса, проходя мимо нашего крыла в два или три часа ночи, пытались заставить нас пойти домой. Люди спали, составив вместе три стула на колесиках и накрывшись, чем попадётся. И это я успела увидеть и почувствовать на себе лишь за два не самых сложных года в программе.
Но не все так плохо, некоторые успевали совмещать учёбу с работой, а кто-то даже высыпался (но это только слухи). А активную социальную жизнь нам замещало общение с однокурсниками!
О преподавателях
Все наши преподаватели были исключительно колоритными. На первом курсе преподаватель лейаута (layout — пространство листа), поляк Комза, почему-то нашёл во мне родственную душу. «Ну, как там… Путин?» Дальше моих заверений, что у Путина всё хорошо, у нас разговор обычно не строился.
На втором курсе корона экстравагантности перешла преподавателю по раскадровкам Нэнси. Это была страшная женщина. Опоздав на её занятие, проще было отсидеться в коридоре, ожидая перерыва, чем пытаться зайти, и не дай бог, прервать её. И тем не менее, она носила смешные шапки и ожерелья с клубничками, и иногда показывала фотографии своих котов (в образовательных целях, конечно же).
Кадр из фильма «Гарри Поттер и Орден Феникса»
Не все осознают, что могут неправильно произносить чью-то фамилию или имя, а носитель имени после того, как поправит разных людей несколько раз, обычно сдаётся и принимает новое англосаксонское произношение. Но только не Нэнси. Встретившись с необычным именем, она сделает все, чтобы начать произносить его правильно. Дошло до того, что я перестала воспринимать свою фамилию, произнесённую ей, как свою, ведь я смирилась с произношением подавляющего большинства: ФилимонОва.
В целом профессора дают полезную критику по готовым упражнениям и помогают в процессе работы во время занятий. Преподавательский опыт — это такой ресурс, который не стоит недооценивать. Выжать из образования всё, что только можно, получится лишь тогда, когда ты будешь постоянно общаться с преподавателями и обращаться к ним за помощью.
Канадские особенности
Есть одна история. На втором курсе я решила не возвращаться в Россию на зимние каникулы, а провести их с моим бойфрендом Лукасом и его семьёй у них дома, в Калгари. Калгари, чтоб вы знали, столица провинции Альберта, этакий канадский аналог Техаса.
Вся его семья встретила меня более чем радушно. Ни с одного рождественского ужина, проведённого у различных родственников, я не ушла без подарка. Но поразило меня то, что когда мама Лукаса рассказала своим коллегам обо мне, проводящей Рождество вдали от семьи, одна из них передала мне в подарок шарф. Незнакомая женщина сделала мне подарок на Рождество! Вот и думай, это человек такой попался, или такая внимательность — это отличительная черта нации.
Канадская фауна никогда не перестанет меня удивлять и восхищать. Прежде всего, своей близостью к человеку. По дороге на кампус можно встретить гусей. Они прилетают ранней весной и остаются до поздней осени. Я их всегда боялась, потому что они огромные, зубастые и считаются агрессивными (я видела видео!!!). Тусуются небольшими группами и не очень-то боятся людей.
Белки — вообще отдельный разговор. Белки — это канадские голуби. Кстати, голубей я в своём Оквилле почти не видела, только в Торонто. Ну и любая, даже самая маленькая, лесопарковая зона — это дом для полчищ мелких животных. Мне довелось встречать зайцев, бурундуков и енотов. А вот бродячих домашних животных там встретишь редко.
О планах на будущее
Сейчас мои бывшие однокурсники проходят стажировки в различных компаниях, так или иначе связанных с анимацией. Это обязательная программа после третьего курса, впрочем, канадские вузы ничем не отличаются от русских в этом плане.
Мои знакомые помогают этим летом в работе над известными сериалами, а кто-то даже попал на полнометражный фильм. Кому-то не повезло, и все, что они делают — это сканируют огромные количества бумаги с анимированными сценами. Так вот, стажировка — это то, за чем я обязательно ещё туда вернусь. Ну и за дипломом, который позволит мне получить рабочую визу, а в будущем — статус постоянного резидента, конечно.
Пара советов напоследок
Знание языка — важный навык, но не стоит на этом зацикливаться. Единственный барьер, который предстоит пройти — это экзамен по английскому для поступления в колледж, и после этого ваше знание уже никто не будет тестировать. В языковой среде пробелы быстро заполняются, и через год у тебя уже приличный разговорный английский, хоть и с акцентом.
Не стоит пренебрегать общением с одногруппниками — в нашей индустрии зачастую можно получить интересную работу или проект через знакомых. Стоит посещать тематические фестивали, в моём случае — анимационные, в Канаде они проходят довольно часто. Если ты не очень общителен — то надо учиться общаться, без этого тяжело.
Умение обходиться небольшим количеством вещей будет вам в плюс. Не стоит слишком обживаться там, где ты живёшь во время учёбы. Скорее всего, придётся переезжать каждый год, из общежитий в съёмные комнаты, из съёмных комнат — в квартиры. А возможно, придётся всё бросить и уехать домой!
И ещё: постарайтесь не засыпать в аэропорту. Не засыпайте в аэропорту! Это может обернуться вынужденным визитом во Францию и опозданием к началу семестра.